Как франшиза из региона покорила Москву: опыт сети лаунжей «Дуть»

Обновлено 02 декабря, 10:21
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Москва ежегодно входит в тройку самых привлекательных для бизнеса городов. Но как франшизе из региона выйти в столицу и какие при этом есть сложности? Рассказывают топ-менеджеры франшизы лаунж-баров «Дуть»

Согласно данным Franshiza.ru, в начале 2024 года в России насчитывалось почти 3,5 тыс. франшиз, и большинство из них — региональные проекты. Значительное число франшиз, 73%, родом из Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми и Ижевска, при этом доля франчайзинговых проектов со штаб-квартирой в Москве составляет 20%, а в Санкт-Петербурге — 7%.

Все больше региональных игроков в разных сегментах бизнеса выходят на московский рынок. Главным образом, это заведения общепита, ретейлеры, производители продуктов и поставщики услуг. Им приходиться адаптироваться под высококонкурентную среду, ведь в столице одних только кафе и ресторанов более 22 тыс.

РБК Франшизы поговорили с представителями международной сети лаунж-баров «Дуть», чтобы выяснить, сколько стоит запуск в столице, какие у него есть сложности и подводные камни, в чем отличия между Москвой и регионами и как быстро окупаются проекты в индустрии HoReCa.

Из регионов — в Москву

Первый лаунж «Дуть» открылся в 2018 году в Набережных Челнах. Создатели хотели открыть современное, комфортное заведение с высоким уровнем сервиса, а эпоху обшитых тканью поддонов и темных подвалов, которые были популярны в середине 2010-х, оставить в прошлом. Всего спустя год, в 2019 году, «Дуть» продал первую франшизу партнерам в Ульяновске. С тех пор сеть разрослась до 28 заведений в 21 городах России, Беларуси и Узбекистана, а в 2021 году бренд вышел в Москву.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Поначалу сеть развивалась в основном в приволжской части России, но выход в столицу владельцы рассматривали как стратегический. «Стимулом для масштабирования в Москву стало то, что мы — федеральная сеть и должны присутствовать во всех крупных городах России. Это еще и имиджевая история, которая повышает ценность нашего бренда. Мы изначально искали место именно в центре, поэтому были готовы к высоким арендным ставкам, главное — оказаться в центре Москвы», — рассказал Артемий Щербаков, руководитель отдела развития франшизы «Дуть».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Артемий Щербаков

Первым заведением «Дуть» в Москве стал лаунж на Маросейке в районе метро «Китай-город», который расположился в нежилом коммерческом здании. По словам Артемия Щербакова, с помещением повезло — нашли быстро, поэтому можно было сразу въехать и начать ремонт, также быстро согласовали арендную ставку и подписали договор. Всего на первый запуск ушло около трех месяцев.

«Проект успешный, он до сих пор «качает» аудиторию, сюда приходит много звезд, которые ценят «Дуть» за то, что могут здесь спокойно отдохнуть без лишнего внимания. Много гостей, которые приезжают в регионы и приходят именно к нам, потому что уже познакомились с нашей концепцией в Москве», — подчеркнул эксперт.

Вторую точку в районе «Водного стадиона» сеть запустила спустя почти два года — в ноябре 2023 года. «Наши лаунжи — не массмаркет, поэтому подходят не все городские локации, — говорит Артемий Щербаков. — Нам предложили вариант помещения на этапе проектирования: там даже фундамента не было, но владелец земли планировал трехэтажное здание и предложил выгодные условия. То есть цены индексируются, а мы практически за год до открытия обо всем договорились».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Подводные камни

В подборе локации заключается основная трудность при запуске в столице: здесь высокий порог входа и цена аренды, а выбор удачного помещения осложняет насыщенность рынка. Для сравнения: в регионе с населением от 500 тыс. до 1 млн стоимость квадрата для открытия заведения будет составлять в среднем 85–95 тыс. руб., а в Москве — около 100–110 тыс. Поэтому предпринимателям приходиться конкурировать между собой за локации и повышать арендные ставки. В случае с лаунжами ситуация осложняется вентиляцией, поскольку не все помещения можно оборудовать мощной вытяжкой.

«Если неправильно проанализировать локацию, впоследствии можно очень долго окупать проект, потому что мы находимся немного в другой окупаемости и рентабельности, нежели рестораны, — рассказывает Артемий Щербаков. — Выходя в Москву, нужно готовиться к перегретым ценам на квадрат площади, и это сильно влияет на экономику проекта. В регионах ошибки с местом не так заметны, как в столице. Запускаясь в Москве, мы осознанно шли на риск, и он окупился».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Еще одна сложность в поиске места для лаунжа — тип объекта. Это должно быть отдельно стоящее административное здание, в крайнем случае допускается пристройка к жилым домам. Заведение должно находиться на расстоянии минимум 100 м от жилых помещений. Поэтому приоритетные локации для «Дуть» — густонаселенные жилые районы, подходят также места рядом с бизнес-центрами, высшими учебными заведениями, метро, торговыми центрами.

«Мы понимаем, как хотим расширяться, поэтому создали карту развития Москвы. Там сейчас около пяти секторов, которые нам интересны, и мы с командной занимаемся поиском локаций только в этих зонах. Это округа, где выше цены, соответственно, больше премиальной аудитории. Поэтому мы подразумеваем, что при открытии филиала можем рассмотреть проект дороже, чем рассчитывали изначально», — добавил Артемий Щербаков.

Разница с регионами

Разница в расходах при запуске лаунжа между Москвой и регионами может составлять 10–15%, говорит Артур Юмагулов, руководитель отдела маркетинга «Дуть». В столице все будет дороже — аренда, строительные и ремонтные работы, наем сотрудников, коммунальные платежи. К тому же в Москве высокая конкуренция: заведений с похожим уровнем сервиса больше, чем в регионах.

«Здесь есть интересный момент. Когда запускаешься в регионе, любые ошибки, например, в выборе локации быстро прощаются, — отмечает Артур Юмагулов. — То есть в своем сегменте ты создаешь лучшее заведение в городе, быстро находишь свою аудиторию и зарабатываешь. В Москве намного выше конкуренция и цена ошибки тоже гораздо выше. При этом цена кальяна не индексируется так же быстро, как другие категории расходов. Из-за этого увеличиваются сроки окупаемости проектов и несколько снижается рентабельность».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Артур Юмагулов

Если говорить про цены в заведениях, то в региональном лаунже «Дуть» коктейль стоит в среднем 500–600 руб., а в Москве его стоимость вырастает до 850 руб. Бар приносит примерно 40–55% от выручки, остальной процент приходится на другие продукты. При этом, как отмечает руководитель отдела маркетинга, сроки окупаемости в Москве и в региональном центре могут быть одинаковы, но они зависят от первоначальных инвестиций, которые в регионе ниже. «Если взять, к примеру, наши лаунжи в Тюмени, Нижнем-Новгороде, Екатеринбурге, то эти проекты окупаются быстрее. У нас вообще разбег по размеру инвестиций достаточно большой — от 20 до 40 млн в зависимости от города и площади помещения», — добавил эксперт.

Маркетинг

Стратегии маркетинга могут отличаться не только между регионом и столицей, но даже между лаунжами в одном городе. Например, если первое заведение находится в центре, а второе — в спальном районе. В случае с лаунжами не удается применять классические способы продвижения, поскольку по закону, нельзя рекламировать табак и алкоголь, поэтому «Дуть» использует более локальные механики для привлечения гостей.

«Мы начинаем рекламные кампании еще до того, как откроется заведение — в телеграм-каналах и на других площадках привлекаем людей зарегистрироваться в системе лояльности, тем самым знакомя их с нашим лаунжем. Если брать Москву, то тут цены на маркетинг и услуги, связанные с ним, в разы выше. Например, фотографу в регионе мы платим в среднем 6–8 тыс., в столице — 12–16 тыс. Геосервисы оказывают большое влияние на приток гостей, но в Москве мы за них платим, предположим, 500 тыс. руб., тогда как в регионе 10–120 тыс. Для успешного маркетинга контент делается на постоянной основе, поэтому бюджеты наращиваются», — объяснил Артур Юмагулов.

У «Дуть» единая система лояльности, что есть не во всех лаунж-сетях. Это удобно, поскольку клиент, путешествуя между регионами, может накапливать и тратить бонусы в любом заведении. Ориентир на сервис и удобство гостей — главный принцип «Дуть», добавляет Артур, поэтому клиенты возвращаются в лаунжи бренда.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Планы развития Москвы

Сеть планирует и дальше масштабироваться по Москве исходя из карты развития. Сейчас в столице два лаунжа, и это филиалы сети, а не франшизные точки. Команда «Дуть» регулярно просматривает локации в городе и определяет, подходят ли они под требования и ведет переговоры с арендодателями. При этом сеть открыта к запуску франшиз.

«Партнеры могут рассматривать варианты в разных диапазонах инвестиций. К примеру, запустить не флагманское заведение на 300–400 кв. м., а поменьше. У нас заведения в спальных районах хорошо себя чувствуют и зарабатывают. В целом мы планируем развивать каждый округ с одним франчайзи, поскольку это не создает лишнюю конкуренцию и соперничество внутри сети», — подчеркнул Артемий Щербаков.

Среди потенциальных партнеров в Москве есть те, кто развивается исключительно в индустрии HoReCa, и те, кто пришли из других отраслей, не связанных с гостеприимством. Это говорит о том, что «Дуть» подходит для разных запросов и категорий франчайзи, отметил Артемий Щербаков.

«Партнеры видят, что рынок растет, хотя в Москве он перенасыщен, поэтому выбирают лаунжи, — добавляет он. — Это перспективное направление, а у нас разносторонняя концепция: сам лаунж, качественный авторский бар и игровое пространство. То есть аудитория широкая и разнообразная. Поэтому есть партнеры, которые приходят непосредственно после посещения заведения, потому что им понравился наш сервис».

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги