РБК Франшизы провели две дискуссии на выставке франчайзинга в Ташкенте

Обновлено 17 декабря 2024, 09:45
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

На выставке Central Asian Franchising & Business Expo прошли две дискуссии при участии проекта РБК Франшизы. Эксперты обсудили перспективы российских и узбекских франшиз за рубежом

В Ташкенте прошла выставка Центрально-Азиатского рынка франчайзинга — Central Asian Franchising & Business Expo, в рамках которой состоялись панельная дискуссия и круглый стол с участием экспертов проекта РБК Франшизы. В мероприятиях также участвовали ведущие франчайзеры из России и Узбекистана, эксперты отрасли и представители органов власти. Они обсудили специфику регионального франчайзингового рынка, перспективы франшиз из России в Центральной Азии и успешный опыт их масштабирования, а также стратегии по упрочению и наращиванию торговых связей между двумя странами.

В качестве спикеров на панельной дискуссии выступили:

  • Виктор Ляшевский — модератор панельной дискуссии, организатор Central Asian Franchising & Business Expo, международный эксперт по франчайзингу,
  • Ирина Троска — директор по франчайзингу и развитию XFIT,
  • Дмитрий Сергеев — коммерческий директор Ozon Узбекистан,
  • Сергей Дегтярев — основатель холдинга Franch.Global,
  • Нина Семина — генеральный директор компании «Франкон», основатель каталога Franshiza.ru,
  • Георгий Куприн — коммерческий директор RBG Group и проекта РБК Франшизы.

В круглом столе приняли участие:

  • Сергей Дегтярев — модератор круглого стола, основатель холдинга Franch.Global,
  • Мурат Азамов — модератор круглого стола, международный эксперт по систематизации бизнеса, председатель Ассоциации франчайзинга Узбекистана (UFA).
  • Ирина Троска — директор по франчайзингу и развитию XFIT,
  • Павел Буханов — руководитель представительства Российского экспортного центра в Узбекистане,
  • Нина Семина — генеральный директор компании «Франкон», основатель каталога Franshiza.ru,
  • Георгий Куприн — директор проекта РБК Франшизы, коммерческий директор RBG Group,
  • Константин Урванцев — основатель экосистемы FranchCamp, серийный предприниматель, основатель международной франшизы Altairika,
  • Екатерина Сударикова — генеральный директор и сооснователь экосистемы FranchCamp,
  • Игорь Камынин, заместитель торгового представителя России в Узбекистане
  • Диана Курбанова — организатор Central Asian Franchising & Business Expo, заместитель председателя Ассоциации франчайзинга Узбекистана (UFA), сооснователь франчайзинговой сети 7DaySocks и консалтингового агентства UzFranchise,
  • Еркин Маликов — председатель Ассоциации экспортеров Узбекистана,
  • Мухтар Умаров — председатель Ассамблеи экономики Узбекистана,
  • Шахрибону Гафуржонова — представитель Министерства инвестиций, промышленности и торговли (МИПТ),
  • Алиджон Алиев — начальник департамента внешней торговли МИПТ,
  • Азиз Иманкулов — Представитель компаний Way2 и TEG.

В этом году на выставке было представлено более 100 брендов, и среди них Ozon, MugleRest, «ProХинкали», Helix, «Дуть», ROBBO, IThub, а также франшиза фитнес-центров XFIT. Эксперты отметили, что потенциал роста российских франшиз на рынке Узбекистана в ближайшие три года — минимум 50%, поскольку узбекские предприниматели осознали эффективность франчайзинга, и российские франшизы — это наиболее понятный для них продукт.

Торговый представитель России в Узбекистане Константин Злыгостев отметил, что сейчас в стране доля молодежи в возрасте до 30 лет составляет 55%. Это люди, которые активно пользуются интернетом, следят за мировыми трендами и охотно адаптируют зарубежные тенденции к своему образу жизни.

«Все это создает условия для роста потребительской активности, спроса, а также эволюции покупательского поведения, а значит и для вывода на рынок новых брендов, в том числе российских франшиз. Открытие крупных торговых центров, таких как Tashkent City Mall, улучшение делового климата и рост уровня благосостояния населения также способствуют этим процессам. Поэтому мы видим, что российские франшизы, которые могут предложить современные продукты и услуги в популярных категориях, становятся очень востребованными, прежде всего, в молодежной среде», — подчеркнул Злыгостев.

«В Узбекистане есть спрос на франшизы детского образования. Ежегодно у нас рождается от 500 тыс. до 1 млн детей, поэтому необходимы частные школы и детские сады — на их открытие государство выделило субсидии. В ресторанной отрасли есть субсидии на покрытие паушального взноса и части роялти. Сейчас к узбекским франшизам есть интерес со стороны казахских и китайских предпринимателей, и наши ресторанные концепции также уже масштабировались в России», — рассказала Диана Курбанова, организатор Central Asian Franchising & Business Expo, заместитель председателя Ассоциации франчайзинга Узбекистана (UFA), сооснователь франчайзинговой сети 7DaySocks и консалтингового агентства UzFranchise.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Панельная дискуссия, организованная РБК Франшизы

Диана Курбанова также отметила, что сейчас в Узбекистане активно развивается сегмент электронной коммерции, в частности маркетплейсы. На этом фоне открываются пункты выдачи заказов, растет спрос на доставку и склады индивидуального хранения. Так, курьерская служба BTS Express открыла уже более 100 точек по стране, и, по словам Дианы Курбановой, создатели вдохновлялись российской компанией СДЭК. «Когда российские концепции заходят в Узбекистан, они вдохновляют наших местных предпринимателей на то, чтобы двигаться дальше. С этим связано создание новых для страны видов бизнеса», — подчеркнула эксперт.

Андрей Пикин, представитель Mugle Rest, добавил, что в Средней Азии наблюдается большой интерес к российским ресторанным концепциям, а также активно развивается бизнес в сфере туризма. «Если смотреть аналитические данные по развитию бизнеса в Узбекистане, то можно увидеть, что за последние несколько лет ВВП увеличился, а темпы роста составили 24%. Интерес со стороны инвесторов подогревает и тот факт, что в Узбекистане практически нет международных гигантов, которые бы усложняли конкуренцию. В последние несколько лет одной из ключевых сфер экономики страны стал туризм. Это направление поддерживается государством, а если есть поддержка государства, то значит будет развитие сферы гостеприимства», — отметил он.

Нина Семина, основатель каталога франшиз Franshiza.ru, также отметила растущий интерес к российским франшизам со стороны узбекских предпринимателей. По ее словам, на данный момент треть российских франчайзеров имеют точки за рубежом, в основном в Беларуси и Казахстане, однако рынок Узбекистана активно растет.

«За последние два года количество заявок на российские франшизы от предпринимателей из Узбекистана выросло в два раза. Если брать статистику, то 48% заявок приходится на сферу общественного питания, и 41% — на сферу услуг. Виден спрос на детские проекты, которые связаны не только с образованием, но и с досугом и спортом», — поделилась эксперт.

Стимулировать масштабирование российских франшиз поможет субсидирование со стороны Узбекистана, считает Сергей Дегтярев, основатель холдинга Franch.Global. «Выживаемость франшиз в целом составляет более 80%, поэтому это индустрия, куда стоит инвестировать государству. Развитию поможет субсидирование, например, части паушального взноса. Если компенсировать предпринимателям даже 50%, эти деньги в течение полугода вернутся в Узбекистане с налогами, а для бизнеса это будет дополнительной мотивацией запускаться в стране», — пояснил Сергей Дегтярев.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Выставка Central Asian Franchising & Business Expo

Павел Буханов, руководитель представительства Российского экспортного центра (РЭЦ) в Узбекистане, подчеркнул, что РЭЦ активно способствует экспорту российского бизнеса в страну и имеет множество инструментов для его поддержки при выходе за рубеж. При этом дополнительные государственные меры поддержки, которые бы касались конкретно франшиз, все еще нужно проработать не только не федеральном уровне, но и на региональном.

Со своей стороны Узбекистан также разработал для экспортеров меры поддержки, которые будут направлены на компенсацию части затрат при участии узбекских компаний в международных выставках. Это поможет не только предпринимателям развивать свои проекты, но и повысит узнаваемость национальных брендов за рубежом. Помимо этого, необходимо проводить обучение не только основам франчайзинга, но и тому, как адаптировать бизнес-модели под локальный рынок.

«За последние годы предпринимательство в Узбекистане развивается быстрыми темпами, и во многом мы оглядываемся на российский и западный опыт. Люди все чаще смотрят в сторону франчайзинга, и Ассоциация франчайзинга Узбекистана помогает в популяризации этой модели ведения бизнеса. Так, за последние годы мы провели более тысячи мероприятий для предпринимателей и пять выставок франчайзинга. Основная проблема сейчас — это масштабирование», — рассказал председатель Ассоциации франчайзинга Узбекистана (UFA), международный эксперт по систематизации бизнеса Мурат Азамов.

Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT, отметила, что в некоторых отраслях рынок Узбекистана пока развит недостаточно. По ее словам, сейчас процент проникновения российских проектов в фитнес-индустрию Узбекистана составляет всего 0,6. Вместе с этим рынку не хватает регуляции со стороны государства.

«Когда мы решили выйти в Узбекистан, оказалось, что тут уже есть два клуба XFIT. Это было незаконное использование товарного знака. Поэтому мы заметили, что пока не хватает регуляции в плане защиты интеллектуальной собственности. Вместе с этим мы видим, что у рынка большой потенциал, поскольку развивается экономика, и есть запросы на проекты в сфере фитнеса. Сейчас в Ташкенте у нас работает партнерский клуб класса «бизнес+» — XFIT White House, также мы подписали договоры на открытие еще нескольких клубов», — рассказала топ-менеджер.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Диана Курбанова в свою очередь подчеркнула, что в последние годы в стране растет внимание к предпринимательству со стороны государства, для бизнеса улучшают условия, в том числе с юридической стороны. Вместе с этим бизнесом все чаще интересуется молодежь, которая быстро его осваивает. «Масштабирование российских франшиз может осложниться культурными особенностями. Узбекистан — густонаселенная страна, мы привыкли тесно взаимодействовать, поэтому зачастую бизнес ведут целые семьи, а сами предприниматели узнают о бизнес-проектах через знакомых. Лучше всего когда между предпринимателями из двух стран есть посредник с узбекской стороны, которому доверяют. Если этого посредника нет, взаимодействие может осложниться в силу менталитета», — отметила эксперт.

Виктор Ляшевский, организатор Central Asian Franchising & Business Expo, международный эксперт по франчайзингу, добавил, что сейчас в стране появляются очень сильные франчайзинговые бренды, которые можно успешно масштабировать за рубеж. При этом им необходима медийная поддержка со стороны таких информационных проектов, как РБК Франшизы, чтобы об узбекском бизнесе узнали в России, считает Сергей Дегтярев.

«Проект РБК Франшизы создан не так давно, но мы активно занимаемся популяризацией предпринимательства и, в частности, франчайзинга. Мероприятие в Узбекистане — большой шаг для развития отношений между двумя странами в плане бизнеса. Мы надеемся, что ресурс РБК Франшизы и дальше будет полезен предпринимателям не только в России, но и в странах СНГ», — заключил Георгий Куприн, директор проекта РБК Франшизы, коммерческий директор RBG Group.

Подписывайтесь на наши социальные сети:

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться