Слагаемые успеха «Сыроварни»: интервью с генеральным директором компании

Обновлено 24 декабря 2024, 10:50
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Сыроварня» — крупнейшая отечественная франшиза в премиальном сегменте ресторанного рынка. Генеральный директор компании Павел Потатуров рассказал РБК Франшизам о концепции бренда и принципах взаимодействия с франчайзи

— Сегодня «Сыроварня» — самая крупная франшиза премиум-сегмента на ресторанном рынке России. Как открывалась первая «Сыроварня» на Бадаевском в Москве — откуда возникла локация, как появилась концепция?

— Идея открыть ресторан в пустующем помещении на Бадаевском заводе пришла Дмитрию Юлиевичу Азарову во время кризиса 2014 года, когда он занимался реструктуризацией активов. Он пришел с ней к Аркадию Анатольевичу Новикову, с которым был знаком с начала нулевых. И тот ее поддержал. Почему ресторан назвали «Сыроварня»? Такое название предложил Аркадий Анатольевич. Дмитрий Юлиевич тогда подумал: «Что-то мне не нравится…». Он хотел интересное и модное название. И ему казалось, что «Сыроварня» не соответствует запросу. Однако он доверился чутью Аркадия Анатольевича и не прогадал. Такое название соответствовало времени. Ведь 2014-й был для России сложным годом: креветки стали поставляться «из Беларуси», сыры из Европы оказались в дефиците. Но одновременно культура потребления осталась прежней. И в такой ситуации идея привезти из Италии мастера, который прямо при гостях готовил бы «запрещенку» настоящий итальянский сыр, всем понравилась.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Павел Потатуров

— Почему в итоге проект, который запустился в кризис, не хлопнулся через три года, как это часто бывает в ресторанном бизнесе?

— У нас получилась настоящая синергия между тем, что хотят гости, и тем, что мы создаем. Прежде всего, у нас классная идея с точки зрения блюд это домашняя, понятная, связанная с Италией кухня. Сыроваренный цех с самыми свежими сырами, которые мы делаем на месте, кондитерские изделия и настоящая итальянская дровяная печь, где мы делаем пиццу по уникальной разработанной нами технологии. И хотя Бадаевский в итоге закрылся (просто потому, что вся эта площадь перешла в другое назначение), он все равно качал, шумел и стал для нас точкой отсчета.

— Где и как открывалась первая франшиза ресторана?

— Первый контракт по франшизе, можно сказать, получился сам собой. Мы заключили его именно на Бадаевском в 2018 году. Партнеры из Новосибирска сами пришли к нам и предложили попробовать идею региональной экспансии. И все получилось. В итоге та «Сыроварня» до сих пор успешно работает.

Сейчас наши рестораны есть почти во всех городах-миллионниках, куда бы вы ни отправились. Это большие «Сыроварни» на 200-250 посадочных мест — классный формат. Но мы развиваемся и в городах с меньшим населением — 300–600 тыс. В них мы работаем по-другому — адаптируемся под местный рынок и открываем условно мини-версии «Сыроварни». Но они, разумеется, тоже несут нашу ДНК.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Фокачча с бурратой и томатами из меню «Сыроварни»

— В чем преимущества открытия ресторана по франшизе перед открытием собственного заведения?

— Продукта, подобного нашему, нет у других сетей на российском рынке. Поэтому к нам приходит все больше партнеров. Если говорить в разрезе бизнеса и развития компаний в формате франшизы, то есть фундаментальные вещи, на которых все это держится и которые позволяют нам дальше развиваться. Во-первых, у нас просчитаны финансовые модели, мы не скрываем результативность бизнеса, потому что понимаем: когда люди инвестируют большие деньги, им нужно быть уверенными в правильности решения. Мы даем сильный и понятный бренд —это наше большое конкурентное преимущество.

Во-вторых, мы не просто даем брендбук основной документ любой франшизы, который необходим для упрощения ряда операционных вопросов при реализации ресторана. Мы учим персонал, выбираем локации для ресторанов, делимся рецептурой и технологическими картами. В итоге партнер получает не просто команду, а профессионалов, передающих ДНК бренда и находящихся на связи 24/7. То есть мы в хорошем смысле прописали все правила игры и стандарты, которые адаптируются и изменяются в зависимости от конкретного места. Мы участвуем в жизни ресторанов и поддерживаем партнеров каждый день.

— Чем рестораны в разных точках России отличаются друг от друга? Условный Сочи от ресторана во Владивостоке, который откроется в январе?

— Хотя «Сыроварня» — большая федеральная сеть, каждый ресторан имеет свои отличия. Прежде всего это кухня. Вы вряд ли найдете два одинаковых меню, потому что до 15% блюд адаптируются и создаются под конкретный регион. Например, в Тюмени превосходные муксуны в винном соусе и пельмени с олениной. В Ереване буррата с грушей и пармой, в Красноярске — черемуховый чизкейк. Везде есть отличия. Это тоже некий залог успеха, который позволяет нам развиваться.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Черемуховый чизкейк

— У вас открывается новый ресторан во Владивостоке. Расскажите на его примере, как происходит отладка рабочих процессов?

— По этой теме можно было бы написать диссертацию, но попробую ответить кратко. Мы влияем абсолютно на все процессы при принятии решения об открытии ресторана. Первый вопрос, который мы задаем, кто наши партнеры. Мы не работаем с теми, кто не был связан с ресторанным бизнесом, потому что нам нужны люди, которые понимают, что такое гостеприимство, сервис, вкусная еда.

Решив с кем-то сотрудничать, мы помогаем выбрать локацию. Наши партнеры лучшие в своем регионе в ресторанном бизнесе. Они лучше понимают своего гостя, трафик, местность. Мы прибавляем к своему опыту накопленный ими, и тогда случается синергия два профессионала находят компромисс. Когда мы подписываем договор, начинается этап создания команды ресторана. И здесь мы тоже не остаемся в стороне и участвуем в процессе собеседований. Утверждаем первых лиц ресторана, управляющего и шеф-повара.

Потом мы приглашаем часть команды в Москву на обучение, где они несколько недель стажируются в одном из ресторанов, пока в их городе идет подготовка к открытию франшизы. После уже наши опытные сотрудники, среди которых бренд-шеф по пицце, бренд-шеф по сыроварению, бренд-шеф-кондитер, бренд-шеф по всей концепции кухни, сотрудники и руководители обучения линейного персонала, руководители проектов и т. д. за две-три недели до открытия приезжают на место и проводят обучение с полным составом команды. Их задача не просто довести ресторан до идеала, но и передать знания, стандарты и ДНК «Сыроварни». А дальше начинается в хорошем смысле системная, постоянная, ежедневная работа абсолютно везде, начиная от сбора информации о комментариях и отзывах гостей и заканчивая дегустацией сыра. Кроме того, уже после запуска мы осуществляем контроль качества. У нас есть собственные внутренние проверки, которые проходят на регулярной основе. Поэтому я говорю: партнерство с «Сыроварней» это поддержка 24/7. В этом и залог успеха.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Интерьер ресторана

— «Сыроварня» — бренд, вышедший далеко за пределы России. Как вам удается избежать размытия ДНК? Как вы это отслеживаете?

— Наша сила в команде, которая умеет адаптироваться к изменениям и сохранять продукт. Мы не теряем наш ДНК, а вкладываем его в новых сотрудников. У нас нет текучки кадров, и замечательные талантливые люди работают с нами из года в год. И помимо этого, мы все время контролируем качество своего продукта. Мы понимаем, что залог успеха в том, чтобы потребитель в «Сыроварне» в Москве, в Новосибирске, в Казахстане получал продукт одинакового качества и ощущал себя почетным гостем.

На сегодняшний день у нас 45 действующих ресторанов. В 2025 году откроем еще 18–19 ресторанов. Все эти рестораны появились благодаря тому, что у нас есть по-настоящему классный продукт и профессиональная команда. Именно это позволяет нам двигаться дальше. Да, сегодня открывать франшизы это тренд в бизнесе. Им вряд ли можно удивить. Однако именно «Сыроварня» была у его истоков на российском гастрономическом рынке. И нужно понимать, что ни у кого из конкурентов нет такого большого опыта, как у нас.

В рамках проекта «Стратегия лидера» сценарист и писатель Александр Цыпкин поговорил с сооснователем франшизы «Сыроварня» Дмитрием Азаровым. Посмотреть интервью можно здесь.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться