Монетизируя незримое: нематериальные активы и продажа франшизных сетей

Обновлено 09 января, 07:00
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB / Shutterstock
Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB / Shutterstock

Нематериальные активы выступают драйвером современной экономики, в особенности франчайзинговой отрасли. Партнер юридической группы «Совет» Артем Гарден рассказал, как франшизам монетизировать интеллектуальную собственность

В 2023 году стоимость нематериальных активов (НМА) корпораций по всему миру выросла до $61,9 трлн — это на 8% превышает показатели 2022 года и в десять раз — показатели 1996 года. Такие данные приводятся в последнем Глобальном инновационном индексе, составленном Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и агентством Brand Finance.

Одним из драйверов современной экономики знаний выступают франшизные сети. Франчайзинг как способ масштабирования бизнеса основан на передаче прав на интеллектуальную собственность (ИС), и успех франшизы напрямую зависит от того, насколько эффективно франшиза управляет своими нематериальными активами. РБК Франшизы попросили партнера юридической группы «Совет» Артема Гардена рассказать о способах монетизации НМА, нюансах правовой защиты, а также о работе с «незримыми активами» в контексте сделок M&A.

Юридическая группа «Совет» — консалтинговая компания, которая специализируется на правовом сопровождении франчайзинга, защите интеллектуальной собственности, налоговой оптимизации бизнеса и корпоративном праве. Является лидером национального рейтинга «Право-300», сопровождает более 100 крупных франшизных сетей России.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Артем Гарден

Монетизация нематериальных активов

Согласно международному и российскому законодательству, нематериальный актив — это имущество, не имеющее физической формы, которое можно отделить от других активов и использовать для получения выгоды. В качестве примеров НМА можно привести произведения науки и искусства, программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и секреты производства (ноу-хау).

Прямая монетизация

Правильная оценка и учет НМА позволяют эффективно монетизировать такие активы — как прямыми, так и косвенными способами. К прямым относится в первую очередь отчуждение прав на нематериальный актив за вознаграждение, когда права полностью переходят к новому собственнику. Другие варианты прямой монетизации — лицензирование и франчайзинг.

При заключении лицензионного договора правообладатель передает лицензиату один или несколько объектов интеллектуальной собственности во временное пользование, а лицензиат, в свою очередь, регулярно отчисляет роялти. Средний размер роялти составляет 5–10% от выручки, полученной за счет использования прав на НМА.

Франчайзинг позволяет не только напрямую получать вознаграждение, но и повышать инвестиционную привлекательность компании за счет масштабирования бизнеса. Если франчайзинг оформляется через заключение договора коммерческой концессии, правообладатель передает партнеру комплекс исключительных прав, включающий товарный знак и иные объекты ИС: ноу-хау, программное обеспечение, дизайн-проекты, тексты, изображения. Вознаграждение складывается из разового паушального платежа и регулярных роялти.

Чтобы с помощью НМА повысить капитализацию компании, нужно юридически оформить актив, провести его оценку, поставить на баланс компании и провести переоценку актива через год. Эти действия помогут бизнесу в случае будущей продажи или привлечения инвестиций.

Косвенная монетизация

Помимо вознаграждения за передачу прав на НМА, есть и другие способы монетизации подобных активов: компенсации за их незаконное использование, получение кредитов под залог НМА и снижение налоговой нагрузки. Так, статьи 1301 и 1515 ГК РФ дают возможность в судебном порядке взыскивать компенсацию за незаконное использование НМА.

Суммы компенсаций могут исчисляться десятками миллионов рублей. Здесь показателен кейс Love Secret: бренд одежды столкнулся с копированием объектов интеллектуальной собственности и массовой продажей подделок на маркетплейсах. Чтобы пресечь нарушения, «Совет» подал в общей сложности около ста исков по поводу защиты товарного знака, оригинального контента, а также лекал и выкроек компании. В результате с ответчиков удалось взыскать более 50 млн руб.

Что касается кредитования, то известны кейсы получения заемных средств в размерах от 16 до 50 млн руб. под залог патентов на светильники и ноу-хау, под залог товарного знака, ПО, базы данных и изобретения, а также под залог прав на художественный фильм.

Еще один вариант косвенной монетизации нематериальных активов — освобождение от НДС. В соответствии со статьей 149 НК РФ от НДС освобождается передача прав на ноу-хау, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и программное обеспечение. Легальное снижение налогооблагаемой базы — один из самых частых запросов к юристам «Совета». Здесь важно провести подробный аудит НМА на соответствие законодательству. К примеру, ноу-хау должно обладать коммерческой ценностью, быть уникальным и защищенным от третьих лиц.

НМА в M&A

Фото: Kzenon / Shutterstock
Фото: Kzenon / Shutterstock

Крупный портфель объектов ИС в структуре активов бизнеса зачастую влияет на особенности M&A сделок с такими компаниями. Перед покупателем бизнеса всегда встает вопрос — купить всю компанию или выкупить только НМА, поскольку они составляют ключевую ценность.

Выбор зависит от множества деталей: результатов аудита компании, подтверждения факта владения правами на НМА, оценки НМА, условий лицензионных договоров/договоров коммерческой концессии. Также существенную роль играют налоговые риски. Важно помнить: любая сделка должна начинаться с процедуры due diligence, которая поможет убедиться в том, что права на нематериальные активы действительно принадлежат продавцу.

В 2024 году «Совет» сопровождал сделку по продаже франшизной сети Coffee Like. На сегодняшний день это крупнейшая сделка по продаже отечественного бизнеса с ключевыми активами в виде товарного знака, ноу-хау и договоров коммерческой концессии. Кейс Coffee Like продемонстрировал, что российские инвесторы готовы вкладываться в компании с преобладающей долей объектов ИС в структуре активов.

В отличие от продажи доли в ООО, продажа активов сложнее с юридической точки зрения, поскольку оформляется несколькими взаимосвязанными договорами. При этом продажа активов — это единственно возможный формат сделки M&A для ИП, а также для юрлица с несколькими видами деятельности при условии, что продаже подлежит не весь бизнес, а только его часть.

При сопровождении сделок M&A важно подробно анализировать структуру активов компании и выстраивать индивидуальную стратегию на основе интересов доверителя. Зачастую можно встретить ситуацию, когда в бизнесе недостаточно внимания уделяли правильному оформлению прав на НМА: в таком случае, структура сделки должна предусматривать инструменты, которые помогут снизить риски покупателя.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться