Как открыть фитнес-клуб по франшизе: рекомендации от XFIT

Обновлено 21 января, 12:30
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Фитнес-индустрия начала восстанавливаться после кризиса: оборот рынка в 2024 году достиг 27,8 млрд руб. Директор по франчайзингу и развитию XFIT рассказала, почему выгодно открыть фитнес-клуб по франшизе и какой доход он приносит

Оборот российского фитнес-рынка рос на протяжении всего второго полугодия 2024 года и в ноябре достиг рекордных показателей в 27,8 млрд руб., что на 23% больше, чем за аналогичный период в 2023 году — такие данные опубликовало агентство Fitness Data. Отрасль вышла из кризиса, связанного с локдауном. Для сравнения: в 2020 году не было запущено ни одного нового фитнес-клуба, в 2023 их открылось 612, в 2024 заработали еще 700. Всего, по информации Национального фитнес-сообщества, к концу текущего года в России будет функционировать 9 750 фитнес-объектов.

По словам Ирины Троска, директора по франчайзингу и развитию фитнес-клубов XFIT, именно после локдауна компания приняла стратегическое решение усилить франчайзинговую программу. «Мы обратили внимание на множество примеров, когда компании, в том числе из фитнес-индустрии, стали активно масштабировать свой бизнес по схеме франчайзинга: она дает возможность быстро наращивать узнаваемость бренда и, собственно, объем бизнеса», — комментирует эксперт.

По франшизе развиваются многие лидеры отрасли: World Class, XFIT, Golden Mile Fitness & Spa, Encore Fitness, Fitroom. Бизнесу франчайзинговая модель позволяет кратно расти, а клиент, в числе прочих преимуществ, получает возможность не прерывать занятия фитнесом на привычном уровне, переезжая из района в район или из города в город. Так, сеть World Class охватывает 51 собственную и 70 франшизных точек, у Fitroom — 10 собственных и 33 франшизных предприятия, а один из крупнейших охватов у XFIT — 128 заведений.

РБК Франшизы поговорили с Ириной Троска, директором по франчайзингу и развитию XFIT, и узнали, как компании удается развиваться быстрыми темпами, какие форматы фитнес-клубов популярны и сколько приносят сегодня фитнес-центры своим партнерам.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Ирина Троска

Умный фитнес для интровертов

Среди главных фитнес-трендов, отмеченных в ежегодном отчете Американского колледжа спортивной медицины (ACSM), — мобильные приложения для тренировок. С ними клиент не привязан к местоположению, времени и может начинать с любого уровня подготовки. А по опросу агентства Fitness Data, цифровизация и мобильные приложения — тренд № 1 в фитнес-индустрии: 43% опрошенных выбрали этот вариант из более чем десяти предложенных.

XFIT активно развивает формат XFIT Point: небольшое по площади помещение с активной клиентской базой до 500 человек. Этот формат фитнес-клуба по принципам работы похож на «умные отели», где нет персонала и управление осуществляется с помощью смартфона. Пользователь загружает приложение, проходит верификацию, покупает подписку и получает бесконтактный доступ на территорию клуба, к инвентарю и средствам гигиены.

Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT:

«XFIT Point — это формат «около дома». Ему чаще всего отдают предпочтение обитатели жилых комплексов, не готовые ради посещения фитнеса куда-то ехать. К тому же не все люди стремятся к активным коммуникациям — много тех, кто хочет просто получить услугу: пришел, потренировался, ушел. Но по желанию клиент может присоединиться и к групповым занятиям или выбрать персонального тренера онлайн».

От франчайзи формат автоматизированного финтес-клуба не требует крупных инвестиций за счет небольшой площади, быстрого запуска и минимизации затрат на оплату труда. Окупаемость такой точки в среднем — от 18 месяцев, прибыль — от 500 тыс. руб.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Место встреч для экстравертов

«Есть еще одна тенденция, она отмечена и в отчете ACSM, — специальные фитнес-программы для молодежи и пожилых людей. Национальное фитнес-сообщество провело масштабный опрос среди 115 тыс. респондентов, и его результаты подтверждают актуальность тренда. Россияне в возрасте до 30 лет в 2024 году стали активнее заниматься спортом — 24,5% по сравнению с 23,7% в 2023 году. Положительная динамика видна и в старших возрастных категориях: 40–54 года и у людей 60+ лет», — рассказывает Ирина Троска.

По ее словам, аудитория фитнес-клубов становится более возрастной: многие из тех, кто когда-то, 20–30 лет назад, пришел в фитнес, остаются клиентами клубов, и в XFIT учитывают этот сегмент аудитории и предлагают программы для старшего поколения. Что касается молодежных направлений, то XFIT помогает обеспечить преемственность тренировочного процесса — сначала занятия с трех лет, затем для подростков, а позже для взрослых — с единой методологической базой и учетом возрастных особенностей.

Сегодня фитнес-клуб потенциально способен стать местом встречи представителей разных поколений, объединенных интересом к спорту, и взять на себя не только оздоровительную, но и социальную функцию — быть пространством, где можно проводить время вместе, всей семьей или компанией.

При запуске полноформатного клуба XFIT франчайзи в индивидуальном порядке утверждает наличие там того или иного сервиса. К примеру, если на территории клуба открыть фитнес-кафе Fresh-Fit, салон красоты и спа XFIT, детскую игровую комнату, то клиент сможет провести в одном пространстве целый день, занимаясь фитнесом, обедая или ужиная с детьми, получая уходовые процедуры.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Наши салоны красоты предлагают широкий спектр услуг — от маникюра и стрижек до обертываний и аппаратной косметологии. В клубах, технические особенности которых это позволяют, есть зона для парения, душ Шарко. Набор услуг в каждом клубе ориентирован на предпочтения аудитории, — добавляет Ирина Троска. — А что касается детских программ, то летом, во время каникул, на базе клуба может функционировать лагерь полного дня — в его расписании есть тренировки, развивающие игры, приемы пищи, прогулки».

Как отмечает Ирина Троска, в открытие полноформатного клуба с широким спектром услуг составят порядка 180 млн руб., окупаемость такого проекта — от трех лет, прибыль — 3 млн руб. в месяц. Еще один формат фитнес-клуба, доступный партнерам XFIT, — Studio, с вложениями на старте 40 млн руб., окупаемостью в срок до трех лет и прибылью от 700 тыс. руб. ежемесячно.

Риски и решения

Фитнес-отрасль на подъеме, а открытие под брендом франчайзера помогает снижать риски, свойственные любому бизнесу, за счет пакета поддержки, опыта и экспертизы управляющей компании. Как рассказала Ирина Троска, после подписания договора с XFIT компания составляет пятилетнюю финансовую модель, затем происходит подбор оборудования под ценовой сегмент, в котором открывается партнер. Благодаря большим объемам закупок с XFIT поставщики работают по комфортным ценам, которые транслируются на всех франчайзи. Партнеры получают консультации по всем вопросам, связанным с инженерными системами: свет, вентиляция, кондиционеры оснащены системой полной автоматики. А к моменту запуска франчайзи получает пакет программного обеспечения.

Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT:

«IT-решения, которые мы предоставляем, дают партнеру уверенность, что с первого дня работы все бизнес-процессы будут правильно настроены. Это позволяет экономить деньги, время и нервы на лечении «детских болезней», сопровождающих почти каждое новое начинание. В нашу IT-систему входят CRM, мобильное приложение и сайт, система аналитики, программа лояльности и не только».

Также, согласно исследованию, большая часть собственников предпочитает открывать объекты на первой линии вне зависимости от местоположения: в центре или спальном районе. Этот фактор аналитики считают одной из причин частых закрытий — стоимость аренды на первой линии всегда выше.

Основных критериев выбора локации, по мнению Ирины Троска, два: пешая и транспортная доступность будущего клуба, а также конкурентное окружение. Каждая локация оценивается не только с точки зрения целесообразности открытия вообще, но и того формата, который будет наиболее эффективен в конкретном месте. Специалисты компании по-прежнему выезжают на локации, хотя в последнее время развитие сервисов геоаналитики и тепловых карт снизили необходимость подобных выездов.

Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT:

«Мы начинаем консультировать франчайзи еще до подписания договора, поскольку нужно составить предварительную финансовую модель. И, если уже на этом этапе мы видим, что бизнеса в данной локации не будет, мы честно отговариваем партнера от открытия в таком месте».

Кадры для фитнеса

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Не всегда владелец фитнес-клуба — спортсмен или тренер. Как считает Ирина Троска, франчайзеру важно понимать, кто его партнер в каждой из концепций, какая поддержка ему требуется, и выстраивать соответствующие коммуникации. Так, открытие автоматизированной точки будет комфортно для предпринимателя, масштабирующего свой бизнес или желающего расширить направления деятельности. Этот формат идеален и для людей, у которых нет много времени на контроль бизнеса. А полноформатный фитнес-клуб или клуб студийного формата без бассейна предполагает партнера — крупного бизнесмена, готового единовременно инвестировать около 200 млн руб.

В дальнейшем уровень работы клуба будет во многом определяться уровнем персонала, и здесь на первый план выходит проблема дефицита кадров. По информации Fitness Data, самая востребованная категория сотрудников сегодня — тренеры, о их нехватке в 2024 году заявил 61% респондентов. Не хватает в индустрии также администраторов — 33% и менеджеров по продажам — 22%. В XFIT каждый новый проект предполагает обучение — первыми его проходят собственник и управляющий, затем менеджеры отдела продаж, администраторы ресепшен, работники сервис-службы и, конечно, тренерский состав.

При этом, как говорит Ирина Троска, необходимость обучения не зависит от наличия опыта работы в фитнес-индустрии. У компании есть четкие стандарты брендинга и качества предоставляемых услуг. Партнер берет на себя обязательства соответствовать планке бренда и следить за соблюдением бизнес-процессов, сервисной составляющей и уровнем фитнес-продукта.

Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT:

«Базовая ценность, которая показывает, что нам с партнером по пути, — стремление к развитию. В фитнес-бизнесе важно не стоять на месте, а двигаться вперед семимильными шагами, чтобы предлагать клиентам все самое актуальное, современное, качественное и эффективное».

Выстроенные бизнес-процессы и гибкая модель партнерства позволяют фитнес-франшизе быстро масштабироваться, в том числе через зарубежные рынки. Так, клубы XFIT уже открыты в Таджикистане, Казахстане, Беларуси, Кыргызстане и других странах.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги