Франчайзинг укрепляет позиции: вышел отчет о состоянии рынка в России

Обновлено 21 февраля, 15:44
Фото: Freepik
Фото: Freepik

Портал Franshiza.ru опубликовал свежий отчет о состоянии франчайзинга в России. Объем рынка за 2024 год вырос на 17%, число новых франшиз — на 12%. Проблем тоже стало больше. Самые распространенные — это кадровый голод и рост издержек

Аналитики портала Franshiza.ru подвели итоги 2024 года и опубликовали подробный отчет о положении дел в отрасли. В основу легли результаты масштабного анонимного анкетирования российских франчайзеров. Такое исследование Franshiza.ru проводит ежегодно, отслеживая динамику франчайзинга на фоне глобальных политических и экономических изменений.

В 2024 году, согласно отчету, выросли несколько ключевых показателей: оборот рынка франшиз увеличился на 17%, количество новых франшиз — на 12% и число занятых в отрасли — на 5%. Таким образом, на сегодняшний день в стране действуют 3860 франшизных брендов с совокупным оборотом в 3,72 трлн руб., которые обеспечивают занятость 1,45 млн человек. Отдельно стоит подчеркнуть, что 89% рынка занимают российские франшизы.

Новые франшизы, как и в 2023 году, открывались в первую очередь в сфере услуг и общепите — их доля в структуре рынка составила 54 и 29% соответственно. Что касается объема инвестиций, то и здесь с незначительными колебаниями сохранились тренды 2023 года. Лидируют по-прежнему франшизы с инвестициями от 1 до 3 млн руб. — 39%, за ними следуют проекты, требующие для запуска 3-6 млн руб., а на третьем месте — бюджетные франшизы с порогом вхождения до 1 млн руб.

Исследование показывает, что российский франчайзинг не только прирастает количественно, но и становится более зрелым. В 2023 году средний возраст франшизных брендов составлял 5,8 года, а по итогам 2024 года этот показатель вырос до 6,4. Кроме того, все больше франшиз работает по договору коммерческой концессии, который наиболее полно отражает суть франчайзинга. На сегодняшний день ДКК заключают 58% франчайзеров — против 53% годом ранее.

Помимо позитивных тенденций, отчет Franshiza.ru подсветил и проблемные зоны рынка. Как отмечают исследователи, в 2024 году лишь 2% опрошенных заявили, что развивают бизнес без затруднений — в 2023 году таких франчайзеров было 24%. Одной из основных проблем владельцы франшиз называют повышение ключевой ставки и связанный с этим отток потенциальных франчайзи. Банковские депозиты воспринимаются как более выгодная стратегия, особенно если речь идет о вкладах до 1 млн руб., которые не облагаются налогом.

Еще один негативный тренд — дефицит кадров, вызванный социально-демографической ситуацией. С этой проблемой сталкивается большинство отраслей бизнеса по всей стране. Также среди препятствий для развития франчайзинга респонденты назвали жесткую налоговую политику, рост цен на товары и услуги, а также подорожание кредитов.

Несмотря на сложности, 75% франчайзеров сообщили о расширении сетей, еще 17% констатировали, что их франшизы сохранили прежние размеры, и лишь 8% зафиксировали сокращение франшизных предприятий. В ближайшей перспективе 60% опрошенных франчайзеров намерены масштабировать бизнес за рубежом. В качестве приоритетных регионов 34% назвали Беларусь, Казахстан и Узбекистан, 9% — страны Ближнего Востока и Азии и еще 17% сообщили, что готовы развивать бизнес по всему миру.

В 2025 году, по словам руководителя каталога Franshiza.ru Анны Рождественской, рынок продолжит расти, однако резкого взлета показателей ожидать не следует. «Франчайзинг становится рынком покупателя, конкуренция за потенциальных франчайзи усиливается. Чтобы продолжить масштабирование, франчайзерам придется оптимизировать затраты, сделать условия более гибкими и увеличить поддержку партнеров», — поясняет эксперт. Кроме того, по ее мнению, многое будет зависеть от политической обстановки. Снижение ключевой ставки и снятие санкций — даже частичное — повысит мотивацию к запуску бизнеса, в том числе по франчайзингу.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться