Как открыть скупку по франшизе: советы от «Регион Золото»

Золото бьет рекорды: его стоимость постоянно растет. Генеральный директор франшизы под брендом «Регион Золото» Сергей Ломов рассказал, как построить бизнес на скупке и реализации драгметаллов
Goldman Sachs, один из крупнейших в мире инвестиционных банков, в апреле обновил прогноз стоимости золота. По мнению аналитиков компании, к концу 2025 года цена вырастет до $3,7 тыс. за унцию, а к середине 2026 года достигнет $4 тыс. Причины — высокий рост спроса центробанков, неустойчивость геополитики и угроза рецессии. Инвесторы ищут стабильность — и находят ее на рынке драгметаллов: резкие изменения политической конъюнктуры только укрепляют позиции золота. К примеру, после поручения Дональда Трампа изучить вопрос введения пошлин против критически важных минералов стоимость золота скачкообразно выросла, превысив исторический максимум — более $3,3 тыс. за унцию.
Как подчеркивает генеральный директор франшизы скупки драгоценных металлов под брендом «Регион Золото» Сергей Ломов, накоплениям в золоте не страшны ни санкции, ни девальвация, ни банкротство, и это подтверждается динамикой цен на драгметаллы за последние 20 лет. Работа с золотом — высоколиквидный бизнес, который можно вести в разных форматах, в том числе по франшизе. Вместе с экспертом РБК Франшизы изучили специфику рынка драгоценных металлов и нюансы открытия бизнеса по франшизе в этой сфере.

Сергей Ломов
Скупка, ломбард, магазин
В марте 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон об отмене НДС на покупку слитков драгоценных металлов для физических лиц. Как рассказал Сергей Ломов, до этого момента рынок лома драгметаллов составляли в основном ювелирные изделия, вышедшие из оборота. С учетом того, что каждый год в России люди покупали приблизительно 30 т чистого золота в ювелирной продукции, сфера была стабильной, но не показывала положительной динамики.
После отмены НДС ситуация изменилась: появился спрос на покупку мерных золотых слитков, и не только в банках — на вторичный рынок вышли люди, готовые их продавать. Сейчас рынок растет, и, по словам эксперта, такая тенденция сохранится и в ближайшие годы.
Как рассказал Сергей Ломов, развитие бренда «Регион Золото» стартовало со скупки в Москве — компания занималась сбором лома драгметаллов, отправляла его на аффинажный завод, а тот возвращал очищенный металл для последующей продажи ювелирам. И уже через год стало понятно, что проект стабилен, приносит прибыль, а, значит, есть и перспектива для дальнейшего масштабирования.
В бизнесе на рынке драгметаллов есть три основных формата: скупки, ломбарды и ювелирные магазины. По данным каталогов франшиз, инвестиции в ювелирный магазин с функцией покупки золота на сегодняшний день составляют от 8 млн руб., а в ломбард — от 7 млн руб. Паушальный взнос в таких франшизах колеблется от 200 до 300 тыс. руб. Что касается франшиз скупки, то здесь, по словам Сергея Ломова, порог вхождения значительно ниже: по данным РБК Франшизы, для запуска бизнеса под брендом «Регион Золото» потребуется около 1,7 млн руб., из которых 100 тыс. — это паушальный взнос.
Сергей Ломов, генеральный директор франшизы по скупке драгоценных металлов «Регион Золото»:
«Первичные вложения — достаточно скромные, поскольку нет необходимости покупать дорогое оборудование. При этом мы гарантируем выкуп драгметаллов у наших партнеров по конкурентным ценам. Франчайзи могут сфокусироваться на клиентах, желающих продать лом ювелирных изделий, и не тратить время и силы на поиск компаний, которые купят у них металл потом».
Клиенты и партнеры

На рынке купли-продажи лома драгметаллов гендиректор франшизы «Регион Золото» выделяет три категории клиентов. Первая — это люди, которые точно решили, что не хотят продавать ювелирные изделия, но им нужны деньги на определенное время. Вторая — те, кто хотят именно продать ювелирные изделия. И третья категория — неопределившиеся. Представители первой категории пойдут в ломбард, второй — в скупку, а на выбор третьих повлияет рекомендация друзей или коммуникация с менеджером в одной из компаний. Неопределившиеся клиенты обратятся к тем, кто вызовет наибольшее доверие и расположение. Поэтому, по словам Сергея Ломова, особенно важно создавать для клиента атмосферу надежности, прозрачности и честности с первого контакта. В частности, на сайте «Регион Золото» есть информация о действующих в скупке ценах на каждый вид драгметалла.
Сергей Ломов, генеральный директор франшизы по скупке драгоценных металлов «Регион Золото»:
«Ломбарды не могут просто скупать драгметаллы у клиентов. Согласно законодательству, они обязаны ждать 30 дней после того, как клиент перестанет выплачивать проценты за выданные деньги. А затем — организовать залоговый аукцион, на котором определяется победитель, предложивший максимальную цену за невыкупленное изделие. Поэтому ломбарды скупают ювелирные изделия по ценам ниже, чем скупки, и учитывают возможное изменение цены за два месяца и заморозку денег. В скупке расчет занимает секунды, и деньги клиент получает сразу же после подписания договора. Сразу после продажи лом становится собственностью компании, нет необходимости выдерживать паузу, чтобы продать драгметаллы заинтересованным потребителям».
При этом, как отмечает Сергей Ломов, у многих партнеров, франчайзи «Регион Золото» есть одновременно и ломбард, и скупка — это позволяет удовлетворить потребности сразу нескольких категорий клиентов. «Скупка — это самый простой способ войти в мир операций с драгметаллами по сравнению с другими бизнес-моделями, такими как ломбард или ювелирный магазин, — говорит эксперт. — Для окупаемости точке требуется приобретать в месяц 2,5 кг лома золотых изделий общей суммой на 15–20 млн руб. И новички в нише приходят к этим показателями примерно за 8 месяцев».
Золото и закон
Все физические перемещения драгметаллов должны фиксироваться в информационной системе ГИИС ДМДК (Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий) — это обеспечивает прозрачность рынка. Пробирная палата, Минфин, ЦБ России и правоохранительные органы постоянно отслеживают законность операций с драгметаллами. «Регион Золото» с момента старта работает в строгом соответствии с законодательством. «А прежде чем запускать франшизу, мы три года прорабатывали все нюансы, связанные с оформлением сделок, чтобы и партнеры, и их клиенты были уверены в юридической правомерности операций», — говорит Сергей Ломов.
Законодательно также регулируются некоторые вопросы безопасности в этом бизнесе. Например, по закону драгметаллы должны храниться в сейфе. Площадь помещения для оптимальной организации работы — в пределах 10–30 кв. м, обязателен второй класс безопасности, в том числе установка бронированной двери и стекла по образцу банковских. «Мы как управляющая компания даем партнерам рекомендации по поиску помещения, обеспечению класса безопасности, подбору сотрудников. И после открытия продолжаем поддерживать во всем, что касается обслуживания клиентов, изменений в законодательстве, координации и обмене опытом с другими франчайзи», — говорит эксперт.

Обучение и поддержка
Владельцу бизнеса в сфере драгоценных металлов важно не только обеспечить прозрачность сделки, но и обезопасить себя от недобросовестных клиентов. Для партнеров у «Регион Золото» разработана система обучения, которая состоит из двух больших частей. Первая помогает наладить рутинные процессы и документооборот. «Мы рассказываем, как и какие бумаги необходимо подписать с клиентом, какие документы подготовить для обмена с контрагентами и контролирующими органами», — поясняет Сергей Ломов.
Второй раздел обучения связан с экспертизой драгметаллов. «Сегодня, к сожалению, можно столкнуться с подделками, когда внутри изделия находятся «заменители» драгоценного металла. Нужно определить процент содержания золота как можно точнее, поскольку на большом весе ошибка принесет значительные потери», — комментирует эксперт. Кроме того, существует огромное количество проб драгметаллов — чтобы определять их правильно, надо точно знать, какой способ проверки выбрать.
Сергей Ломов, генеральный директор франшизы скупки драгоценных металлов «Регион Золото»:
«Для открытия скупки не требуется особых, узкоспециальных знаний, но сотрудники должны уметь проверять и сами изделия, и клиентов, чтобы избежать рисков. С этим вопросом мы тоже помогаем партнерам. Для поддержания уровня знаний и передачи их от более опытных сотрудников к новичкам мы даже выпустили специальную книгу. В ней подробно изложены все детали операций с драгоценными металлами, и особое внимание уделяется приемке, обработке и оценке ювелирных изделий».
Эксперт уверен, что открывать сегодня бизнес в сфере работы с драгметаллами — выгодно и перспективно. А запуск по франшизе поможет избежать ключевых рисков, таких как покупка поддельных слитков и ювелирных изделий или некорректное оформление документов. Франшиза позволяет получить ответы на все операционные и технические вопросы, а также экономит время и деньги на сбор информации о требованиях законодательства и обязательной отчетности.