Как отраслевые форумы помогают развивать франшизы в регионах

Обновлено 06 июня, 15:32
Digital Photo / Shutterstock
Digital Photo / Shutterstock

Из-за высокой конкуренции в столицах франшизы активнее выходят в регионы России. «РБК Франшизы» и автор и ведущая подкаста «Я у мамы франчайзи» Яна Сложеникина опросили экспертов и выяснили, что помогает развивать франчайзинг в регионах

В конце мая в Волгограде, Воронеже и Самаре прошла серия региональных форумов «PRO Франчайзинг» — масштабных отраслевых мероприятий, которые организовали Минэкономразвития России, центры «Мой бизнес» и «РБК Франшизы». «PRO Франчайзинг» объединили лидеров отрасли, владельцев федеральных брендов, практиков и консультантов, которые поделились опытом и актуальными трендами рынка.

Главный вывод, к которому пришли участники встреч, — сегодня рынок российских франшиз развивается преимущественно за счет регионов. Здесь ниже конкуренция, выше предпринимательская активность и сильнее мотивация запускать устойчивый бизнес с поддержкой федеральных брендов. Франчайзинг все чаще рассматривается как один из ключевых инструментов масштабирования малого и среднего бизнеса вне столиц. Яна Сложеникина отмечает, что именно в регионах сейчас существует значительный потенциал роста, потому что там не хватает качественных концепций в различных отраслях бизнеса.

«Другая причина экспансии в регионы кроется в ожиданиях: быть предпринимателем с доходом 200 тыс. руб. при выручке в 1 млн руб. в столице уже готовы не все. Многие франчайзи такого порядка закрываются или вовсе не решаются на открытие бизнеса, несмотря на прибыльную финансовую модель. Одни основатели франшиз это приняли и не слишком расстраиваются. Другие, сокращая столичные представительства, берут курс на регионы и предлагают бизнес-планы для малых городов», — говорит Яна Сложеникина.

из личного архива
из личного архива

Яна Сложеникина

Тренд подтверждается не только спросом со стороны предпринимателей, но и вниманием со стороны региональных властей. Они видят в этой тенденции потенциал для экономического роста, поэтому адаптируют инфраструктуру под новые бизнес-форматы, упрощают процедуры аренды и содействуют логистике, а также поддерживают организацию региональных отраслевых мероприятий.

«PRO Франчайзинг» — драйвер региональных рынков

Для проведения форумов «PRO Франчайзинг» Волгоград, Воронеж и Самара были выбраны неслучайно: это перспективные, растущие рынки с устойчивым экономическим развитием, стабильным притоком инвестиций и высоким интересом к франчайзинговым проектам, особенно в сегментах розничной торговли, общественного питания, логистики и медицинских услуг.

Если говорить о цифрах, то в 2024 году оборот волгоградского бизнеса увеличился на 13,5% — до 2,77 трлн руб., а в Воронежской области оборот организаций в 2024 году составил 3,6 трлн руб. В Самарской области в прошлом году было зарегистрировано 24 тыс. новых субъектов МСП, при этом их общее число выросло до 134 тыс. Эти показатели подтверждают высокую предпринимательскую активность и усиливающийся интерес к устойчивым и проверенным бизнес-моделям.

Франчайзинг в таких условиях становится особенно востребованным. Локальные рынки менее насыщены, издержки ниже, а запуск бизнеса — быстрее и экономически эффективнее, чем в столице. Все это делает регионы точками роста для франчайзинговых проектов.

«В регионах ниже затраты на аренду, персонал и операционные расходы, что делает франчайзинг доступным для предпринимателей с небольшими бюджетами. Кроме того, местные власти активно поддерживают бизнес через субсидии и акселерационные программы, что снижает барьеры входа. Наконец, в регионах растет интерес к локальным брендам, которые лучше понимают местные особенности и потребности», — отметил Василий Малежик, генеральный директор портала H&F, информационный партнер форума «PRO Франчайзинг».

пресс-служба
пресс-служба

Сергей Дегтярев на форуме в Самаре

Основатель холдинга Franch.Global и франчайзинговых сетей Sun School, Rublev Family и «Море желаний» Сергей Дегтярев, который был модератором панельных дискуссий на всех трех форумах, отметил, что в регионах предприниматели все еще недостаточно понимают суть франчайзинга, а это негативно сказывается на индустрии и замедляет ее рост.

Сергей Дегтярев, основатель холдинга Franch.Global:

«Существует устойчивое заблуждение, что франшизы — это исключительно про салоны красоты и кафе. На деле же модель успешно применяется в самых разных отраслях — от IT и логистики до медицины и образования. При грамотном подходе франчайзинг способен стать универсальным инструментом масштабирования для бизнеса практически в любой сфере.

Важно помнить, что франчайзинг — не волшебная палочка. Это инструмент, который либо работает, либо нет — в зависимости от того, насколько предприниматель готов взять на себя ответственность. Но если выстроить все правильно — от упаковки до сопровождения, франшиза может стать мощной точкой роста, особенно в регионах».

Сергей Ломов, генеральный директор франшизы по скупке драгметаллов «Регион Золото», в ходе форума в Волгограде подчеркнул, что один из самых распространенных мифов в индустрии — это представление о франшизе как о способе быстрого заработка. На самом деле все гораздо сложнее, поскольку франчайзинг — это не готовый бизнес с мгновенной прибылью, а инструмент устойчивого масштабирования, который основан на передаче партнерам отлаженной бизнес-модели. Чтобы эта модель работала, каждая составляющая должна быть выстроена и синхронизирована, как в едином механизме.

В то же время, если франчайзер решил масштабировать бизнес в регионы, важно локализовать бренд под культурные и потребительские особенности рынка. Антон Дерягин, директор по развитию сети ресторанов «Сыроварня», отметил: чтобы продукт работал в новом регионе, он должен соответствовать ожиданиям местного гостя.

Несмотря на активный запуск франшиз в регионах, предприниматели сталкиваются с рядом объективных барьеров, которые можно преодолеть при помощи системной поддержки. «Среди вызовов для региональных франчайзи — ограниченные бюджеты на запуск, более медленная скорость принятия решений по сравнению со столицей, сложность с подбором подготовленных сотрудников. Решения я вижу в доступных банковских продуктах, системной передаче опыта, обучении и использовании современных IT-решений, позволяющих сократить влияние человеческого фактора», — отметил эксперт.

пресс-служба
пресс-служба

Антон Дерягин на форуме в Самаре

Именно для снижения этих барьеров и повышения качества предпринимательской среды и были организованы форумы «PRO Франчайзинг». По словам Василия Малежика, они стали площадкой, где можно сравнить десятки франшиз, получить профессиональные консультации и пройти обучение. «Такие мероприятия укрепляют доверие к франчайзингу, минимизируют риски ошибок и дают старт новым проектам», — подчеркнул он.

В долгосрочной перспективе подобные мероприятия способны формировать прочный предпринимательский фундамент в регионах и способствовать развитию деловой культуры. При этом подход к франчайзингу должен меняться — от продажи готового пакета к построению партнерств.

«Франчайзинг в регионах работает тогда, когда головная компания не просто продает пакет, а строит настоящие партнерства — с учетом локальной специфики и с уважением к людям, которые работают на местах», — резюмировал Сергей Дегтярев.

Эксперты уверены, что развитие франчайзинга в регионах ускорится. Форумы «PRO Франчайзинг» уже стали точками роста, откуда начинается системное развитие малого и среднего бизнеса. Они способствуют формированию профессионального сообщества, укрепляют связи между участниками рынка и популяризируют франчайзинговую модель как эффективный путь масштабирования бизнеса в любых экономических условиях.

Почему франшизы уходят в регионы

Статистика в целом подтверждает обозначенный тренд. По данным АНО «Национальные приоритеты», в 2024 году в России количество созданных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) превысило 1 млн. Сильнее всего число регистраций новых предприятий выросло в Калмыкии (плюс 3,1%), Дагестане (плюс 2,3%), Чечне (плюс 2,2%), Ленинградской области (плюс 1,6%) и Удмуртии (плюс 1,5%).

По словам Яны Сложеникиной, бизнес не только чаще выходит в регионы, но и чаще рассматривает именно малые города с населением от 10 тыс. человек. «Поселения от 80 тыс. человек «качают» гораздо лучше, чем города-миллионники. Мы сейчас продаем франшизы даже в городах с населением до 20 тыс. Недавно мы открылись в поселке городского типа на 9,5 тыс. человек, и в первый же месяц франчайзи зафиксировал оборот больше 1 млн руб. Какой вывод мы сделали? Отдаленные города тоже хотят современного формата», — делится своим опытом основатель сети быстрого питания «Шаурма Shop» Андрей Яковер.

Выход франчайзинговых сетей в регионы задает новый стандарт качества сервиса. Это, в свою очередь, влияет не только на потребительский опыт, но и на развитие конкурентной среды: локальные компании начинают адаптироваться, внедрять новые подходы и улучшать свои бизнес-процессы.

пресс-служба
пресс-служба

«PRO Франчайзинг» в Воронеже

«Знаете, чему я безумно рад? Я вижу, что когда ты делаешь что-то в регионе, остальной рынок — предприниматели, которые раньше не чувствовали конкуренции, позволяли себе хамовато обслуживать, некрасиво упаковывать, не делать красивый контент, — теперь вынуждены бороться. И вот эта конкуренция, которую мы создаем, является двигателем прогресса», — добавил франчайзер Александр Долгов.

Франшизы привносят разнообразие на региональные рынки и формируют новые рабочие места, препятствуя оттоку молодежи в столицу.

«Основная суть не в том, что франчайзинговые точки предлагают работу официантам, мастерам маникюра или логопедам, а в том, что франчайзинг позволят молодым предпринимателям и специалистам оставаться в городе и развивать его, а также коллективно всей франчайзинговой сетью в разных регионах одновременно поддерживать социальные инициативы и развивать корпоративное волонтерство. Это в том числе хорошо влияет на удержание кадров и привлечение новых», — поясняет председатель Профессионального союза участников рынка франшиз (ПСФ) Галина Радаева.

Центробежное развитие: перспективы

Как отметила Яна Сложеникина, сейчас франчайзинг становится импакт-предпринимательством. «Каждый франчайзи в своем городе не только работает «ради денег», но и помогает решать важные социальные задачи. Пусть это небольшой вклад в одном конкретном месте, но благодаря развитию самой сети этот вклад масштабируется», — подчеркнула она.

Кроме того, франчайзинговые сети активно развивают корпоративное волонтерство и вовлекаются в социокультурные проекты, что усиливает их вклад в развитие территорий. Эти процессы будут усиливаться по мере развития индустрии, создания новых франшиз и их более активного масштабирования в небольшие города и населенные пункты.

Damira / Shutterstock
Damira / Shutterstock

Если число региональных предпринимателей продолжит увеличиваться, следующей стадией развития станет появление более крупных игроков — мультифранчайзи. Это предприниматели, которые будут управлять сразу несколькими точками по разным или одним и тем же франшизам, превращая малый бизнес в устойчивую бизнес-систему.

«Сети начнут объединяться для продажи одному франчайзи сразу пакета близких по аудитории франшиз. А девелоперы будут создавать арендные пакеты для мультифранчайзи. Благодаря развитию мультфранчайзинга получится сменить бизнес-объемы в стране: микробизнес вырастет до малого, а малый до среднего», — спрогнозировала Галина Радаева.

Василий Малежик добавил, что ожидает в ближайшие годы бурного развития франчайзинга в регионах. «Я вижу большой потенциал в нишевых сегментах, таких как образовательные центры, медицинские услуги или внутренний туризм — эти направления пока недостаточно развиты. Кроме того, социальная ответственность станет важным фактором: франчайзи будут выбирать бренды, которые разделяют местные ценности», — подчеркнул эксперт.

Важную роль в развитии отрасли сыграет Первый Международный форум по франчайзингу, который пройдет в Москве в марте 2026 года. Подготовка к нему уже началась: в течение всего года в России будут проходить федеральные и региональные отраслевые мероприятия, направленные ускоренный рост индустрии. Мероприятия «PRO Франчайзинг» — их часть. Также в рамках подготовки к Первому Международному форуму по франчайзингу создается медиаэкосистема, которая объединяет ведущие деловые СМИ страны. Они будут выпускать тематические спецпроекты о франчайзинге.

Подписывайтесь на наши социальные сети

В нашем телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги