Внимание на экран: основатель Hotred рассказал о роли бизнес-презентаций

Результаты деловых переговоров зачастую зависят от правильной подачи материала. Основатель агентства вербальных и визуальных коммуникаций Hotred Антон Григорьев рассказал, как создавать презентации, которые не останутся незамеченными
Hotred уже семь лет предоставляет бизнесу и госзаказчикам услуги на стыке маркетинга, консалтинга, продаж, аналитики и дизайна. Специалисты компании помогают клиентам донести ценность продукта в особо ответственных случаях: когда необходимо заручиться поддержкой государства, привлечь крупные инвестиции или создать новый бренд.
Чаще всего в компанию обращаются для создания презентаций, но агентство разрабатывает и другие коммуникационные инструменты: сайты, видео, айдентику. В портфолио компании — кейсы «Сбера», «Альфа-банка», «Билайна», «Магнита», Forbes, федеральных министерств. С презентациями Hotred выступали Герман Греф, Максим Решетников, Денис Мантуров, Сергей Кравцов и Андрей Романенко.
РБК Франшизы попросили Антона Григорьева, основателя Hotred, автора курса для MBA экономического факультета МГУ, сертифицированного спикера и ментора Сколково, а также члена экспертных советов бизнес-инкубаторов Высшей школы экономики и РЭУ им. Плеханова, рассказать о том, как работает агентство, какая у него бизнес-миссия и в чем секрет создания успешной презентации.
— Расскажите о себе: как вы начали зарабатывать?
—Представьте себе начало нулевых в российской глубинке. Вот это была моя юность и время, когда я начал зарабатывать первые деньги. Мне было 14, я учился в колледже и параллельно находил разные подработки: разгружал фуры на овощебазе, трудился на фабрике кукурузных палочек, по вечерам брал смены в ресторане как официант.
Кажется, все это — нехитрые занятия, но они принесли мне не только первые деньги, но и ценный опыт. Скажем, на фабрике я прошел все этапы производства — от замешивания крупы до фасовки готовых изделий, и это в каком-то смысле научило меня системному подходу, умению видеть ситуацию во всей полноте.
А работа бригадиром грузчиков стала настоящей школой коммуникации. Помню, в бригаде были не только студенты и работяги, но и бывшие заключенные. Нужно было сплотить всех этих разных людей, нейтрализовать рэкет, а еще — четко выстроить процессы: от финансов до расстановки людей.
Ну и главное, что мне дали все мои юношеские подработки, — это стимул к развитию. Я понял, что не хочу следовать установленным правилам выживания, а хочу делать круто то, что нравится. И для этого придется постараться и включить мозги.
— Что подтолкнуло вас к созданию агентства визуальных коммуникаций?
—Переехав в Москву, я сразу попал в мир рекламного бизнеса и горящих дедлайнов. Только представьте: 28 июня выхожу в офис, а 5 июля у нас презентация Audi R8. Именно тогда начались первые серьезные проекты и появилось понимание основных проблемных зон: как зацепить внимание с первого слайда, как вести сторителлинг стройно и убедительно, почему важен визуальный язык презентации.
Последующий опыт в fashion-индустрии — в журнале Glamour и интернет-изданиях — прокачал свою дизайнерскую мышцу. Это был дивный новый мир красивых проектов и изысканных мероприятий. Я понял: иногда визуальные метафоры в презентации настолько яркие, что запоминаются на годы вперед.
Еще одной вехой на пути к собственному делу стала работа маркетологом в оружейной компании Orsis. Там я впервые начал общаться с органами государственной власти и крупными отраслевыми экспертами, где нужно тонко считывать культурный код и уметь подавать материал под нужным углом.
Так появились презентации для международных выставок, соревнований и других особых случаев, например, официальной встречи детей Фиделя Кастро или встречи о государственно-частном партнерстве всего кабинета министров во главе с председателем правительства России на нашем оружейном заводе.

Антон Григорьев
— С чего началась история Hotred? Какие яркие кейсы вы можете назвать?
— Hotred появился в 2018 году как синтез всего моего опыта и профессионального пути. Сегодня у нас за плечами свыше трех тысяч проектов, и нет ни одной отрасли, где бы мы ни работали. Когда поступает заявка, мы обязательно находим пример релевантной презентации.
Сделать презентацию для топ-менеджера крупной IT-компании, ретейлера или министра — совершенно разные задачи, требующие своего стиля коммуникации. Иногда к нам обращаются за кастомными презентациями под конкретную персону, с которой работало агентство.
Работа с госзаказчиком и в целом с крупными бизнес-партнерами — это особая история. Помню, четыре года назад на встрече в Минэкономразвития нам положили на стол внушительную стопку листов А4 с массивом текста, кучей диаграмм, графиков, таблиц. Это был план развития экономики до 2030 года. Задача — все перевести на простой язык и изложить в 15 слайдах.
Дело в том, что презентация — это одна из единиц контента, которая будет конкурировать с другими источниками информации. Люди, перед которыми будет выступать наш клиент, выслушивают массу докладов, и мы должны сделать так, чтобы именно наша презентация вызвала интерес и запомнилась.
Десятки раз мы делали презентации, с которыми выступали представители Минэкономразвития и других федеральных ведомств перед Владимиром Путиным. И получали положительные отзывы. А однажды презентацию, которую мы оформляли для технологического стартапа, увидел и оценил Илон Маск. Насколько нам известно, проинвестировал. Значит, усилия были не зря.

Антон Григорьев
— На каких принципах строится ваша работа?
— В основе подхода Hotred — глубокая работа со смыслами в безупречной подаче. По сути, мы прокладываем путь, по которому идет мышление зрителя. Цель презентации — не создать пустой вау-эффект, а объяснить и убедить. В идеале — изменить точку зрения или привести к целевому действию.
У людей, которые принимают решение, времени на концентрацию мало, поэтому чем четче мысль, тем лучше результат. И здесь мы опираемся не столько на свой опыт и вкус, сколько на науку. Например, изучаем когнитивную психологию, визуальную риторику, психолингвистику, нейромаркетинг, эргономику восприятия и, конечно, когнитивные искажения. Кстати, в своем авторском телеграм-канале я это регулярно разбираю.
Второй принцип — глубокое понимание отличий восприятия. Презентации создаются не для отраслей и компаний в целом, а для конкретных людей: инвесторов, министров, топ-менеджеров или владельцев бизнеса. За счет огромного опыта и охвата — от промышленности до госуправления — команда Hotred умеет тонко настраивать подачу под культурный код, язык и формат ожиданий. Презентация для ретейлера и для Минэкономразвития — это два разных жанра, требующих разной стилистики, драматургии и даже ритма.
И наконец, третий принцип агентства — сопровождение. При всем масштабе мне важно сохранить индивидуальный подход. Мы не только создадим презентацию, но будем рядом на всех этапах: напишем речь, прокачаем ораторское мастерство и приедем на выступление, чтобы поддержать и убедиться, что все работает как надо. В ответственный момент человек почувствует, что за его спиной стоит команда.
В Hotred качество коммуникации возведено в абсолют: мы не просим клиентов заполнить бриф, а проводим глубинное интервью с редакторами. Такой подход не только экономит время, но и позволяет клиенту взглянуть на свой запрос под новым углом, увидеть неочевидные решения. А любые данные, оказавшиеся у нас, становятся конфиденциальными. Даже до или без подписания NDA.

Команда Hotred
— Кто работает в вашей компании? Как вы подбираете сотрудников?
—Под каждый проект собирается кастомная команда с наиболее подходящими скилами. Причем речь не только о компетенциях в дизайне или копирайтинге, но и о личных качествах. Мне абсолютно все равно, какое у человека образование. Гораздо важнее, насколько сотрудник гибок и адаптивен, готов углубиться в тему, какой у него склад ума и эмоциональный интеллект. К слову, наш арт-директор по первой профессии — биоинженер и биоинформатик, а прошлый редактор защитил кандидатскую на тему вероисповедания Достоевского.
Помните, о чем говорил Стив Джобс в Стэнфорде? Он бы никогда не внедрил идеальную типографику в Macintosh, если бы не бросил колледж и не посещал курсы каллиграфии. И не наделил первые компьютеры простотой и изяществом, если бы не жил в квартале с дешевыми, но продуманными домами.
— Что мотивирует лично вас как предпринимателя?
—Одна из главных ценностей в моей работе — возможность быть причастным к большим идеям, значимым проектам и людям, которые приглашают в свой бизнес. Так я стал совладельцем торгового центра в горнолыжном курорте и сооснователем социально важного проекта «Интуитивный тренинг».
Все это придает дополнительный смысл жизни. «Интуитивный тренинг» — это уникальный способ вывести взаимодействие в корпоративной команде на новый уровень. Он сплачивает и открывает в людях скрытые возможности, а мне дает новый социальный смысл.
Помимо этого, я веду трехдневный авторский тренинг «Сила презентации». Через него прошли уже сотни резидентов корпораций и предпринимателей. Главный результат — люди не просто разобрались, как создавать убедительные слайды и эффектные выступления уровня TEDx, а научились структурно мыслить и изъясняться. Значит, получили конкретные инструменты для достижения своих бизнес-целей. И в этом моя ключевая мотивация в преподавании.
Не зря Стив Джобс в своей стэнфордской речи говорил про соединение точек. Хороший и сложный опыт — топливо для будущих идей и свершений. И только будущее соединит их, позволяя проявить ваш потенциал.
Подписывайтесь на наши социальные сети
В нашем телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.