Основатель Hotred: 10 ошибок, способных испортить презентацию

Обновлено 27 июня, 12:30
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Презентация может мотивировать на покупку франшизы или, напротив, оттолкнуть клиента. Антон Григорьев, основатель агентства вербальных и визуальных коммуникаций Hotred, разобрал десять критических ошибок бизнес-презентаций

Однажды у Джерри Сайнфелда — это известный американский стендап-комик, актер и миллиардер — спросили, как ему удается держать высокий градус шуток. И он ответил: «На сцене нет места импровизации, если вы не гений. А гениев — единицы. Импровизация — это когда ты 50 раз рассказываешь шутку своей собаке, а потом делаешь вид, что придумал ее на сцене».

Как и в стендапе, легкость презентации — результат репетиций и шлифовки деталей. Слайды, собранные наспех, — все равно что шутки, не проверенные на друзьях: рискуют провалиться в самый ответственный момент. Вот самые распространенные ошибки, которые могут испортить презентацию.

Слайды-отличники

Вы вложили в свой проект много сил, и теперь хотите рассказать о нем буквально все: аналитику, выводы, десятки графиков и таблиц. Но наивно считать, что материал будет досконально изучен. Потенциальный инвестор, клиент или франчайзи пролистает презентацию за три минуты.

Совет: используйте принцип «один слайд — одна идея», а вместо пяти графиков оставьте один, но с ключевыми цифрами и выводами.

Серые слайды

Отправляя презентацию потенциальному бизнес-партнеру, многие думают, что она будет конкурировать с такой же бизнес-презентацией. На самом деле — со всем контентом вокруг: от новостей до ролика в соцсети. Первые три слайда решают, будет ли презентация вообще дочитана до конца.

Совет: чтобы пробить баннерный шум, управляйте вниманием. Продумывайте яркие заголовки и цепляющий дизайн.

Слайды-лабиринты

Многие знают, что в презентации важна структура, но немногие — что структура должна быть на каждом слайде. Общую логику можно сравнить с общим сценарием, а отдельный слайд — с конкретной репликой. Если на слайде все и сразу, да еще и без визуала, человек запутается.

Совет: используйте:

  • «воздух» между ячейками для визуального комфорта;

  • столбчатые диаграммы, если нужно наглядно сравнить разные данные;

  • линейные диаграммы, если нужно отразить изменения нескольких показателей во времени;

  • карту, если нужно показать присутствие компании.

Слайды-хамелеоны

Создать универсальную бизнес-презентацию сразу для всех невозможно, хоть и заманчиво. Но инвестору нужны данные по окупаемости, маркетологу — охваты и каналы продвижения, а представителям органов власти — доказательства социальной ценности. Эффективные предложения делаются кастомизированно, с учетом культурного кода адресата.

Совет: посмотрите на презентацию глазами потенциального читателя и ответьте, как ваше предложение поможет решить его конкретные задачи.

Слайды-близнецы

Слайды говорят за вас, даже когда вас нет рядом. Как и в убедительной речи, здесь важна интонация. Материал с однотипным шрифтом, однотипным текстом, однотипной версткой, однотипной... Все это усыпляет.

Совет: добавьте визуальной динамики, вставьте перебивки, продумайте классные метафоры, чередуйте форматы. После графика — фото продукта, за цитатой — инфографика. А еще не забывайте про содержательные заголовки и вопросы-айстоперы (eye stopper — «ловушка для глаза»), например «Почему это важно?».

Слайды-сардины

Экономия на слайдах может привести к экономии внимания. Пять слайдов с 20 графиками, анализом рынка и финансовой моделью — это как лекция о квантовой физике в три часа ночи: мозг сразу отключается.

Совет: не допускайте визуального перегруза. Лучше разбить информацию на десять слайдов, но оставить «воздух» и приятные глазу шрифты.

Слайды-шифры

Очень просто попасть в ловушку когнитивного искажения «понятно мне = понятно другим». В нее попадают даже эксперты: от нейрофизиологов до блокчейн-разработчиков. Из-за глубокого погружения в тему на слайдах появляются непонятные аббревиатуры, профессионализмы, сложные метрики.

Совет: проверьте презентацию на тесте «понятно теще». Вместо фразы «Настроили CI/CD-пайплайн с Kubernetes» напишите «автоматизировали процесс сборки». А лучше обратитесь к команде редакторов, которые помогут перевести с профессионального языка на человеческий.

Слайды-пустышки

Есть две крайности: пытаться спасти плохой текст хорошим дизайном и наоборот — убивать хороший текст плохим дизайном. Одно без другого теряет эффективность.

Эта ситуация напоминает старую английскую пословицу о том, что не следует седлать мертвую лошадь. Путаная аналитика и структура не станут понятнее с классным визуалом, а сильная идея, в свою очередь, не выстрелит без качественного оформления.

Совет: уделяйте одинаковое внимание и визуальной, и вербальной части коммуникации. Используйте силу презентации по максимуму.

Слайды — елочные игрушки

Тени, отражения, вращающиеся буквы, «вылетающие» графики, свечение — кажется, этими спецэффектами наигрались еще на заре Powerpoint. Слепяще, громко, бессмысленно. Аудитория концентрируется на движениях, а не на смысле. В итоге вы теряете доверие.

Для бизнес-выступления анимация подходит, если используется по делу. Например, график прибыли растет синхронно с речью спикера или 3D-детали приближаются для дополнительного описания.

Совет: используйте анимацию там, где она оправдана и помогает продать. А если ее можно отключить без ущерба смыслу, сделайте это.

Слайды-копирки

Готовыми шаблонами из интернета можно вдохновляться, но не копировать.

Иначе потенциальный клиент или партнер подумает: «Кажется, я это где-то видел».

Совет: обыгрывайте фирменный стиль, отражайте ДНК компании, добавьте, оригинальные графики и реальные фото вместо стоковых.

«Прожаривать» слайды полезно. За любыми ошибками стоит возможность. Тот, кто найдет в себе силы заметить слабые места и зачеркнуть старые подходы, выведет презентацию на новый уровень — и в результате обретет новых клиентов.

Подписывайтесь на наши социальные сети

В нашем телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться