Туризм — в лидерах: итоги первого полугодия 2025-го на рынке франшиз

Каталог Businessmens.ru выпустил исследование франчайзингового рынка в России. В первом полугодии 2025 года его рост замедлился, при этом лидерами по приросту спроса стали туристические и финансовые франшизы
Аналитики Businessmens.ru проанализировали изменения на рынке российских франшиз в период с января по июнь 2025 года и выяснили, что рост индустрии замедлился. Если в 2024 году спрос на франшизы увеличился на 43%, то с января по июнь 2025 года — только на 8%. И все же, общее количество заявок продолжает расти. Юрий Богомолов, основатель Businessmens.ru, отмечает, что после этапа активного расширения замедление рынка выглядит вполне логично.
«Это не столько влияние негативных экономических факторов, сколько естественная стабилизация после двух лет бурного роста. На фоне прошлогоднего скачка в десятки процентов нынешние 8% действительно выглядят скромно, но в реальности рынок возвращается к своей норме. В среднем годовой прирост во франчайзинге составляет около 15%», — добавил эксперт.
Как изменился спрос
Самое заметное падение спроса зафиксировано в сегменте франшиз общественного питания — минус 7,2%. Падает спрос во всех ключевых направлениях: суши-бары (минус 25%), пиццерии (минус 15,7%), кафе и рестораны (минус 8%). Причины таких показателей — рост конкуренции, увеличение издержек и общее снижение потребительских расходов.
Франшизы в торговом сегменте в целом прибавили 5,6%. Вырос интерес к аптекам (плюс 19,3%), детским товарам (плюс 20,3%) и интернет-магазинам (плюс 8,5%). При этом спрос на одежду снизился на 50,5%, а на продуктовые магазины — на 33,9%. Это может быть связано как с насыщением рынка, так и с сокращением покупательской активности в офлайн-ретейле.

Сектор услуг вырос на 14,3%. Туристические франшизы показали взрывной рост (плюс 115%), следом идут финансовые сервисы (плюс 85,2%), медицина (плюс 22,4%) и проекты в сфере красоты (плюс 20,7%). Это говорит о переориентации покупателей на долгосрочные модели бизнеса. Вместе с этим сдали позиции некоторые сервисные направления. Наибольшее падение — у пунктов выдачи заказов (минус 45,2%) и образовательных франшиз (минус 37,9%). Продолжился спад и в секторе недвижимости (минус 7,6%).
«Рост интереса к туристическим франшизам связан с несколькими факторами. Сама ниша сравнительно компактная — на нее приходится около 5% заявок, поэтому даже небольшой прирост ощущается сильнее. Также в этом году мы видим общий рост интереса к путешествиям — особенно в Азию и Европу, что подогревает и предпринимательский спрос. Похожая ситуация и у финансовых франшиз: они востребованы за счет популярности услуг по банкротству на фоне высокой закредитованности населения. Плюс — низкий порог входа и отсутствие необходимости в специфических навыках сказываются на росте спроса на такие проекты», — рассказал Богомолов.

Франшизы с инвестициями до 1 млн руб. по-прежнему занимают лидирующую позицию — на них приходится 71% всех заявок. Особенно вырос спрос на проекты стоимостью от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (плюс 21%). В то же время доля самых дешевых франшиз (до 100 тыс. руб.) начала сокращаться — минус 11,6%. На франшизы стоимостью от 6 млн руб. пришлось всего 3%, но в этой категории спрос вырос на 21,1%. Эксперты отмечают, что в случае с дорогими франшизами даже незначительное увеличение количества заявок сказывается на итоговых показателях.
Москва и Московская область, как и прежде, формируют основную долю спроса на франшизы — 41,7% всех заявок. Санкт-Петербург и Ленобласть обеспечили 6,6%, Свердловская область и Краснодарский край — по 3%, Нижегородская — 2,6%. Остальные 46,1% распределились между другими регионами России и странами СНГ.

В 2025 году больше всего заявок на франшизы оставляли мужчины — 51,2%, а доля женщин составила 48,8%. Самая активная возрастная группа при этом — предприниматели от 25 до 34 лет (33,5%).
Ключевые рыночные тренды
После стремительного роста в 2023 и 2024 годах рынок франчайзинга перешел в стадию стабилизации. Темпы прироста спроса снизились, теперь наблюдается более размеренный подход к выбору франшиз. Кроме этого, франчайзинг все чаще выходит за пределы России. По данным, озвученным на ПМЭФ-2025, около 43% российских франчайзинговых компаний уже открыли представительства за рубежом. Причем речь идет не только о странах СНГ — активно растет интерес к российским франшизам в Азии и на Ближнем Востоке.
Эксперты отмечают, что инструменты автоматизации, аналитики и искусственного интеллекта становятся важной частью франчайзинговых моделей. Появляются также новые франчайзинговые концепции, основанные на использовании нейросетей. Например, образовательные франшизы, обучающие детей и подростков работе с нейросетями, или цифровые сервисы по привлечению клиентов с помощью ИИ-алгоритмов. Развитие этого направления поддерживает и государство: по данным «Бизнес секретов», компании могут получить гранты от Фонда содействия инвестициям и Российского фонда развития информационных технологий.
Согласно прогнозу аналитиков Businessmens, к концу лета спрос на франшизы увеличится до 20–25% месяц к месяцу. «Второе полугодие, по нашим прогнозам, будет более позитивным для рынка. Это типичный сценарий: после весеннего замедления и летнего затишья интерес к франшизам традиционно начинает расти — вплоть до пика в ноябре–декабре. По итогам 2025 года темпы прироста спроса, скорее всего, стабилизируются в пределах 15–20%», — добавил Богомолов.
Подписывайтесь на наши социальные сети
В нашем телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.