Франшиза в формате рекуррентных фитнес-клубов: как это работает

Высокое качество по доступной цене — можно ли на этом заработать? Да, и неплохо. Формат реккурентных платежей, в котором работают фитнес-клубы сети, помогает быстро расширять клиентскую аудиторию и дает устойчивую прибыль — таков опыт франшизы YoBody Fitness
В России действует около 9750 фитнес-клубов — за год их стало на 700 больше. Показатели фитнес-отрасли растут активно. По данным аналитического агентства «Фитнес дата», оборот рынка по итогам 2024 года достиг 262,8 млрд руб. Темпы прироста рынка инвестиций в фитнес-объекты за 2024 год выросли на 70%, а выручка в 2024 году по сравнению с 2023 годом выросла на 23%.
Фитнес-клубы на пике развития
При этом, по результатам исследования Национального фитнес-сообщества, в декабре 2024 года показатели продаж фитнес-клубов выросли на 10,9% по сравнению с показателем 2023 года. А динамика показателей посещаемости клубов по итогам 2024 года выше на 10,6% по сравнению с 2023 годом. Совокупный объем выручки фитнес-отрасли за 2024 год составил 187,3 млрд руб., увеличившись в сравнении с 2023 годом на 8,9% или 15,3 млрд руб.
Уже в первом квартале 2025 года фитнес-отрасль подросла еще на 15% по сравнению с 2024 годом, продажи клубных карт поднялись на 13%. По прогнозу Национального фитнес-сообщества, совокупный объем выручки отрасли в 2025 году может вырасти на 15%, в этом случае цифра составит 210 млрд руб.
По оценке экспертов сети фитнес-клубов YoBody Fitness, таким результатам способствует ряд факторов. Это развитие франчайзинга в отрасли и рост популярности формата рекуррентных клубов. И если первый фактор влияния многие сети фитнес-клубов уже оценили и используют, то потенциал рекуррентных клубов пока оценили не все, считает директор по развитию и франчайзингу сети клубов YoBody Fitness Алексей Васин.
Подписка на здоровое тело
«За рубежом бизнес на основе подписок (рекуррента) очень развит, а у нас мы часто слышим скептические рассуждения: «Нам приносят деньги сразу за целый год, а вы предлагаете их не брать». Однако порог принятия решения клиентом при формате стандартной годовой клубной карты и при формате рекуррентных платежей кардинально отличается. В итоге мы можем привлечь в десятки раз больше клиентов, причем простым путем. К нам приходят люди, которым комфортнее платить понемногу помесячно, а не единовременно большую сумму, как в классическом фитнес-клубе», — говорит Алексей Васин. Услуги по подписке с рекуррентными платежами — уже устойчивый тренд, это экономично, удобно и динамично, такой формат используют «Кинопоиск», «Яндекс Плюс» и другие сервисы.
Сейчас, по оценкам аналитики YoBody Fitness, 40% открывающихся фитнес-клубов уже работают на рекуррентных платежах, перспектива у этого формата хорошая. Причем клубы по подписке меньше подвержены сезонным колебаниям выручки. Алексей Васин приводит интересный пример: в мае 2024 года выручка рынка фитнес-клубов в среднем по отрасли упала на 15%, при этом выручка сети YoBody Fitness выросла на 13%. В сентябре того же года, после летнего периода, выручка по отрасли выросла на 3%, а у YoBody Fitness эта цифра составляла уже 30%. «Летний период отпусков и разъездов, когда посещаемость фитнес-клубов падает, не сильно бьет по клубам рекуррентного формата, поскольку клиенты продолжают приходить в клуб тогда, когда есть время и желание, принося клубу деньги», — поясняют владельцы франшизы. При этом рентабельность бизнеса составляет от 30% по EBITDA (при средней цифре на рынке фитнес-клубов в 17%).

По мнению Васина, в итоге такой формат показывает эффективность и дает хороший рост. Так, еще в апреле 2023 года в сети YoBody Fitness было два клуба, сейчас их семь, потенциал этого года — десять точек. В 2024 году в сети было 10840 клиентов, а уже в нынешнем 2025 году 15730 клиентов, потенциал сеть оценивает в 25730 посетителей на конец 2025 года. Растет и выручка. В 2024 году цифра составила 299,32 млн руб., за январь–март 2025 года выручка сети составила 143,66 млн руб., а к концу года, оценивает руководство компании, цифра может достичь 575 млн руб.
Крупные федеральные игроки с форматом годовых карт с интересом развивают франшизу, а сети с рекуррентными платежами пока мало идут во франчайзинг, развивая собственные клубы. Однако франшиза в этом направлении очень эффективна, убеждены в YoBody Fitness: франчайзи как владельцы бизнеса больше вовлечены в процессы и мотивированы на успех, чем менеджеры по найму.
Экспансия в регионы
Компания YoBody Fitness появилась в 2022 году, первый клуб открылся весной 2023-го в Москве. Но идея сети — развиваться в регионах. Именно там сейчас открываются хорошие перспективы для этой ниши: людей, интересующихся здоровым образом жизни, все больше, фитнес и спорт — в моде, а недорогих и при этом качественных клубов пока мало. Весной 2025 года в Перми фитнес-клуб московской сети YoBody Fitness открылся в торговом центре «Лайнер», он занял весь четвертый этаж. В Перми рынок фитнес-клубов пока мало насыщен, так что темпы роста такого бизнеса здесь высокие — и это показательный пример с точки зрения развития франшизы рекуррентных клубов в регионах. Такие клубы будут востребованы и быстро наберут целевую аудиторию, и они эффективны в любом городе с населением от 100 тыс. человек, уверены в компании.
Модель рекуррентных клубов, по оценкам Васина, подтверждает свою устойчивость. Сеть перешла во франшизу, видя в этом перспективы. «Франчайзи имеют локальную экспертизу, лучше нас знают свой город и целевую аудиторию. А для нас как франчайзера это возможность сфокусироваться не на операционном управлении, а на развитии бренда и его поддержке. При этом у франшизы в нашем направлении и в целом у нашей сети есть плюсы. Модель фитнеса по подписке устойчива к сезонным колебаниям, не требует большого штата, прибыльность бизнеса растет стабильно. Еще один важный плюс: это социально значимая ниша — франшиза растет за счет спроса на ЗОЖ и поддерживает принцип социальной ответственности бизнеса», — говорит Алексей Васин.

Кто готов вложиться
В качестве потенциальных партнеров-владельцев такого клуба с рекуррентными платежами могут выступать, в первую очередь, владельцы недвижимости (торговых центров, жилых комплексов). Это рентабельный бизнес – выгоднее, чем отдать свое помещение под аренду. Кроме того, подобные комплексы сразу получают инфраструктурное преимущество, подрастая в цене (как в случае аренды, так и при продажах). «В данном случае фитнес-клуб может не только быть способом зарабатывания денег, но станет источником добавленной стоимости основного продукта. Для жилого комплекса это удорожание квадратного метра жилья, для торгового центра — преимущество в виде вертикального трафика (в клуб приходит около 1000 человек в день) и опыления остальных арендаторов за счет увеличения посещаемости ТЦ», — поясняет Васин.
Второй вариант — франчайзи из владельцев действующих фитнес-клубов. Для такого партнера это путь модернизация действующего бизнеса с помощью новейших технологий и рост прибыли благодаря эффективной бизнес-модели. Наконец, это выгодно для частного инвестора: дает успешный путь диверсификации источников доходов.
А сами клубы сети популярны за счет удобных для клиента условий. В YoBody Fitness действует безлимитный доступ во все клубы сети по подписке за 3500 руб. в месяц с удобной автоматической системой списания с банковской карты. Клубы оснащены дорогим оборудованием, в стоимость подписки входит безлимитное посещение тренажерного зала и SPA-зоны, более 30 видов групповых программ, занятия в мини-группах, а также персональная тренировка, функциональное тестирование.
Подставив плечо
На создание и запуск проекта по франшизе YoBody Fitness, рассказывают в компании, понадобится от 160 млн руб. «под ключ», сумма вложений зависит от локации и многих других факторов. Паушальный взнос составит от 3,4 млн руб. (базовый) до 8,7 млн руб. и выше (максимальный). Окупаемость достигается примерно через 3,5 года. Рентабельность продаж вырастает от 1,32% в первый год работы бизнеса до 46,92% на пятый год (расчет работы клуба на 1500 кв. м).

Франшиза поддерживает своих партнеров. Это максимальная автоматизация: цифровые процессы полностью отлажены, интегрированы CRM с IP-телефонией, сквозной аналитикой и мессенджерами, мобильное приложение. Точная аналитика перед стартом: по оценке YoBody Fitness, специалисты сети, имея более чем 15-летний опыт экспертизы в фитнес-отрасли, выдают анализ успешности предполагаемой локации клуба (по оценке самой сети, точность анализа — на уровне Burger King и METRO). YoBody Fitness разрабатывает для клиента дизайн-проект помещения, с передачей всех материалов и руководства по строительству, подбирает и устанавливает тренажерное оборудование и всю необходимую мебель с учетом «пути клиента» с продуманными точками касания. Франчайзи получает все необходимые регламенты и инструкции, разработанные методистами и бизнес-аналитиками сети, а персонал всех уровней проходит обучение, а также постоянные аттестации с учетом контроля качества работы. Каждого франчайзи ведет персональный менеджер, также работа сети идет под контролем сетевого директора по фитнесу и отдела контроля качества — проводятся регулярные аудиты клубов, в том числе в формате «тайный покупатель».
По статистике, более 30% клиентов YoBody Fitness ранее не занимались фитнесом. Выбирая формат клуба с рекуррентными платежами, не критичными для кошелька, они приходят к новым полезным привычкам. Ну, а для франчайзи залогом успеха становится модель НѴLP (High value low price) — «высокое качество по доступной цене».