«Маслофф»: «Мы заинтересованы, чтобы партнер почувствовал вкус бизнеса»

Сектор автообслуживания постепенно переходит от полноценных автоцентров к специализированным моноформатам. О перспективах развития этой отрасли по системе франчайзинга рассказывает Артем Морозов, основатель и владелец сети станций экспресс-замены масла «Маслофф»
По данным Автостата, количество автомобилей в России за последние пять лет увеличилось до 62 млн единиц. Растет и число автосервисов. Их в стране почти 120 тыс., а объем рынка составляет 1 трлн руб. Одна из самых востребованных услуг — замена масла. Владельцы подержанных машин стали менять масло на 500–700 км пробега раньше, чем три года назад. Об этом говорит и статистика сети пунктов по замене масла «Маслофф». В 2022 году компания запустила франчайзинговую программу.
— В чем специфика вашего бизнеса?
— Мы занимаемся организацией станций по экспресс-замене масла с 2009 года. Какую-то часть этого трека мы прошли самостоятельно. Отработали гипотезу того, что это действительно нужно рынку, и поняли, что потенциал довольно приличный. Начали привлекать партнеров. С помощью партнеров мы как франчайзинговая компания, как брендодержатель доросли до 85 станций, сейчас у нас десять партнеров: в этом году прибавилось еще несколько довольно перспективных. Работаем над этим, хотим бодро масштабироваться.
— Мы все автолюбители. Если мужчина задумывается об открытии бизнеса, автотематика — это первое, что приходит на ум. Есть разные варианты зайти в бизнес, связанный с автомобилями. В чем преимущество «Маслофф» перед другими полноценными автосервисами или автодилерами?
— Наше преимущество — знание, как простое сделать прибыльным. Казалось бы, замена масла — это просто. Даже здесь, на форуме (ПМЭФ-2025. — РБК Франшизы) я услышал: «Мы пытались — у нас не получилось. Открылись — отказались». У нас отработанные технологии. Когда вы заходите в бизнес с нами, нет оттока или варианта на неудачу. Наш вариант практически со стопроцентной вероятностью успеха. Потому что мы очень много даем партнеру, помогаем партнеру успешно запуститься.
— В чем эта помощь заключается?
— 70% всех процессов мы курируем, педантично, технологично, всей командой. Начиная от заключения договора аренды, затем сопровождая на этапе строительства, также мы даем компетенции персоналу, помогаем с HR-функциями в плане поиска кадров, затем помогаем с обучением. И это только подготовительные этапы. Далее идет этап производства, это техническая поддержка, лидогенерация, а на выходе — контроль качества: доволен ли клиент, будет ли возвратность.
Открывая станцию «Маслофф», партнер получает готовый бизнес и помощь на каждом этапе: от выбора локации, технического оснащения до обучения и аттестации персонала, запуска станции и поддержки после открытия. Компания централизованно снабжает партнеров расходными материалами. По условиям франшизы, партнер может арендовать помещение под станцию, построить точку под ключ либо провести ребрендинг действующего объекта. К середине 2025 года компания «Маслофф» открыла более 80 станций экспресс-замены масла с девятью партнерами.
— Если говорить о параметрах открытия франшизы «Маслофф»: каковы инвестиции, окупаемость?
— Мы стараемся идти к рынку. Предлагаем несколько вариантов — вход от 4 млн руб. до 8 млн руб. Паушальный взнос — 600 тыс. руб., роялти от 3% до 5%. Прогрессивная шкала понятная, ненапряжная. И еще: пока пункт замены масла не выходит на точку безубыточности, он нам ничего не платит. Мы заинтересованы, чтобы партнер почувствовал вкус бизнеса.
— За какой период можно вернуть деньги?
— Вернуть вложенные деньги можно за 2,4 года.
— Это лучше, чем текущие ставки по депозитам.
— Да, сейчас, общаясь с потенциальными партнерами, я вижу два пути клиентов. Один приходит и говорит: я хочу положить деньги себе на пенсию. А другой приходит и говорит: у меня есть деньги, я хочу быть инвестором. Некий таймлапс, окно возможностей сейчас возникло. Можно продолжать быть инвестором и держать деньги на депозите. А можно посмотреть на два шага вперед и увидеть, что через один-два года рынок опять будет переполнен, предложений будет много. И самые интересные сладкие варианты, коим я считаю наше предложение (в автоотрасли не так много франшиз, а франшиз успешных тем более не так много), будут не столь актуальны. Поэтому, если ты инвестор, ты смотришь на шаг вперед и ты именно сейчас, в промежуток некоторого затишья или полузатишья в бизнесе, начинаешь как минимум диалог. А дальше уже принимаешь дальнейшие решения по развитию.
При расстановке акцентов развития сети по франчайзингу ключевым параметром построения взаимодействия с новыми предпринимателями является партнерство. Это фундаментальный принцип развития компании «Маслофф». До выхода на самоокупаемость франчайзинговой станции «Маслофф» не берет с партнера роялти.
— Если говорить про ближайшие год-два, какие у вас планы по масштабированию?
— Год-два должны быть очень активными. Мы хотим выйти в ЦФО, наша модель здорово показала себя в самом сложном регионе России для эконом и мидл сегмента — это Московский регион. Она показала, что мы выживаемы. Поэтому у нас все есть для выхода в ЦФО: хорошие партнерства на федеральном уровне с серьезными крупными сетями, крупными придорожными сетями, заправочными станциями. У нас много наработок, которые помогут нам масштабироваться и быстро. И мы уже ведем переговоры в удаленных городах и регионах о мастер-франшизе.
— Если говорить о населении городов, в которых вы открываетесь, каковы цифры?
— Я думаю, что начнем с миллионников. Однозначно.
— Каким вы видите дальнейшее развитие рынка автоуслуг в 2025–2026 годах?
— Я сейчас вижу его расконсолидацию. Появляется много специализированных станций. Уже не просто мойка, а детейлинг-центр. Не просто мойка — а самомойка. Идет сепарация. На мой взгляд, наш проект в тренде. Мы закрываем 70% технического обслуживания автомобиля, и делаем это быстро и со знанием дела.