Бизнес с миссией: Максим Натапов о перспективе франшиз частных школ

Обновлено 25 ноября, 10:45
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

За частным образованием будущее: в этом секторе новые технологические подходы уже сейчас меняют процесс обучения. О том, как образовательный стандарт передовых частных школ дает детям не только фундаментальные знания, но и необходимые гибкие навыки, а также почему эта ниша становится привлекательной для бизнеса, в том числе на рынке франчайзинга, рассказывает евангелист нового подхода, основатель сети частных школ и детских садов One! International School Максим Натапов

Максим Натапов — основатель сети частных школ и детских садов One! International School. Образование: Московский институт электроники и математики (факультет прикладной математики), EМВА бизнес-школы «Сколково», MIT. Более десяти лет занимается развитием дошкольного и школьного образования в России и за рубежом.

Сегодня сеть One! International School — это пять кампусов в Москве, авторские образовательные проекты и собственная технологическая платформа на базе ИИ, которая позволяет в реальном времени оценивать и повышать эффективность обучения. В 2023 году сеть вышла за рубеж, открыв школу в Саудовской Аравии, а в 2025 году заключила первый франшизный контракт на индийском рынке. Планы на будущее включают расширение сети партнерств в Индии и выход на другие рынки с b2b-продуктами.

— Максим, на первый взгляд кажется, что сфера частного образования — не самая очевидная ниша для развития бизнеса на российском рынке. В чем, на ваш взгляд, главные преимущества этой ниши, и с какими объективными сложностями приходится сталкиваться?

— Да, вы правы, в России один из самых низких страновых показателей покрытия частным образованием: всего чуть более 1% детей ходят в частные школы. Для сравнения — в отдельных странах Европы этот показатель достигает 70%. Но в этом и заключается ключевая возможность: наш рынок обладает колоссальным потенциалом. Спрос на качественное образование стабильно растет, а предложение пока не успевает за запросами родителей.

В этой нише есть несколько преимуществ. Во-первых, инерционность бизнеса: сначала ты создаешь репутацию, а потом она работает на тебя. Во-вторых, относительно низкая конкуренция из-за дефицита качественных частных учреждений. И в-третьих — социальная значимость. Ты не просто ведешь бизнес, а вносишь реальный вклад в будущее детей, в развитие региона и страны.

Безусловно, есть и сложности. Главная — высочайшая ответственность. Работая с детьми, мы не имеем права на ошибку. Поэтому нужно выстраивать комплексную систему и образования, и безопасности, охватывающую все аспекты: от физического и психологического благополучия детей до строжайшего соблюдения пожарных и медицинских норм. Как и вся сфера образования, мы работаем в поле строгого регулирования. Но за годы работы мы научились выстраивать систему, которая превращает соблюдение требований в понятный и управляемый процесс. Мы убеждены, что стандарты — не барьер, а фундамент для качественного и безопасного обучения. В конечном счете, наша цель едина с государственной — дать детям лучшее будущее, и мы строим процессы, чтобы выполнять ее на достойном уровне.

При этом важно понимать особенность российской образовательной государственной системы — это качественный и конкурентоспособный игрок. Но именно такая сильная конкуренция подталкивает нас к постоянному развитию и поиску новых решений.

Данные исследования состояния частного образовательного сектора в России Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, 2024 год:

  • расчеты, произведенные на основе статистических данных Минпросвещения, показали, что с 2016-го по 2023 год включительно количество учеников в частных школах стабильно росло. Увеличивалась и их доля относительно общего числа школьников России: если в 2016 году она составляла 0,73%, то в 2023-м — уже 1,14%;
  • согласно опросу родителей, чьи дети посещают частные школы, выбор в пользу НОУ (негосударственных организаций общего образования) в первую очередь обусловлен качеством образования — так ответил 61% опрошенных. Кроме того, весомую роль играют: хорошее отношение педагогов к детям (52%), применение современных методик обучения (40%), материально-техническое оснащение школьных зданий (31%), дружелюбный ученический коллектив (31%), оптимальная численность классов (30%), удобное расположение школы (27%), разнообразие преподаваемых дисциплин (20%) и внеурочных занятий (18%), высокий уровень безопасности (17%).
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Если государственный сектор — столь сильный игрок, то как тогда можно конкурировать с такой качественной и при этом бесплатной системой?

— Вы затронули ключевой момент. Российское государственное образование действительно обладает серьезными преимуществами, но важно понимать: частные и государственные школы работают в разных рыночных нишах и решают несколько разные задачи. Мы не столько конкурируем, сколько предлагаем альтернативу — и спрос на нее стабильно высок.

Сегодня в сегменте качественного частного образования сформировался устойчивый дефицит предложения. В частных школах, включая One!, регулярно формируются листы ожидания. Например, у нас конкурс на место достигает 10–12 человек. Это подтверждает, что значительная часть родителей готова инвестировать в комплексное развитие ребенка, выходящее за рамки подготовки к ЕГЭ.

Наша модель отвечает этому запросу. Мы создали образовательный стандарт, где во главе угла баланс академических знаний, soft skills (гибкие навыки. — «РБК Франшизы») и раскрытия личностного потенциала. Это позволяет готовить детей к требованиям современного мира, где успех определяется не только оценками, но и умением мыслить, создавать и адаптироваться.

Еще один принцип — непрерывность образовательного пути. Мы выстроили полноценную вертикаль от 2 до 18 лет, где каждый этап логически связан со следующим. Еще в 2012–2013 годах мы поставили стратегическую цель — к 2032 году обеспечить поступление трех-пяти тысяч выпускников в ведущие университеты мира.

Сегодня One! — это целая экосистема, включающая детские сады, школы полного цикла, технологическую платформу на базе ИИ, широкую линейку дополнительного образования, алгоритмы построения индивидуальных образовательных маршрутов, а также интеллектуальную систему управления объектами образования, программы образовательного туризма и лагерей для подростков. Все элементы работают в одном контуре и при этом легко локализуются и масштабируются. Мы создали развернутую модель образовательного холдинга, которую можно тиражировать без потери качества и ключевых принципов.

— Создавать школу — значит действительно брать на себя большую ответственность за детей и их будущее. Есть более простые ниши, но вы выбрали именно эту — почему?

— Все началось в 2010 году. Тогда я работал в нефтяной отрасли и искал сильную программу EMBA для своего развития. В этот момент Рубен Варданян вместе с партнерами как раз открывал школу управления «Сколково». Меня поразила его страсть к образованию — то, как он был вовлечен в операционное становление школы, как буквально горел этой идеей. Варданян тогда говорил нам: «Ребята, через 10–15 лет вы будете в том или ином виде управлять страной». И это действительно потихоньку начинает происходить. А его личная рекомендация мне была: «В образование иди, там — сила!». Чтобы найти формат, который соответствовал бы моему представлению о школе будущего, я начал с изучения лучших мировых практик и посетил более 100 учебных заведений в разных странах. Мы начали с дошкольного образования — в 2015 году открыли первый детский сад на 30 детей. Это был наш первый шаг. Затем, в 2017 году, мы запустили сад уже на 150 детей, а в 2018 появилась начальная школа на 150 учеников. В 2021 году мы вышли на новый уровень — открыли школу полного цикла на 550 детей. А в 2026–2027 годах готовим к открытию образовательный кластер (детский сад плюс школа полного цикла) на 1500 детей площадью более 18000 кв. м.

И сегодня, спустя более десяти лет после начала этого пути, мы видим, что выбранная образовательная концепция доказала свою эффективность. Как я уже отметил, наш комплексный подход находит отклик — в One! International School конкурс достигает 12 человек на место. Это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— И в чем заключается эта концепция? Какие принципы отличают школу One! от других частных и государственных школ?

— В основе нашего подхода — большая ориентация на будущее. Пока многие школы сосредоточены на текущих программах, мы думаем о том, какие знания и навыки понадобятся детям через 10–15 лет, какие технологии будут нас окружать и как с ними взаимодействовать, какие новые технологические подходы применимы уже сейчас и зачем. И это нетипично.

Мы осознанно шли к этой модели: изучали международный опыт, сотрудничали с исследовательскими центрами, а затем добавили технологическую составляющую — привлекли IT-специалистов и аналитиков. Так мы стали не просто школой, а компанией, которая создает образовательные решения на стыке педагогики и технологий.

Наши учебные программы построены с учетом глобальных трендов — например, по данным Всемирного экономического форума, ключевыми вызовами на горизонте десяти лет станут экологические и технологические угрозы. Мы учитываем эти ориентиры в нашей академической программе. Плюс опираемся на сильные стороны российской образовательной традиции: углубленное изучение математики, физики, информатики, биотехнологий, а также развитие гуманитарного кругозора через языки и искусство. Мы сохраняем то, что уже доказало свою эффективность, но добавляем то, что будет важно в будущем.

— Какие результаты на сегодня показала текущая стратегия?

— Эти результаты проявляются на разных уровнях. Самый объективный показатель эффективности — это наше развитие. За последние четыре года мы наблюдаем рост клиентской базы более чем на 80%. Сегодня в Москве работают пять наших кампусов, и мы реализуем планы по дальнейшему масштабированию. В 2023 году мы открыли школу в Саудовской Аравии, а сейчас ведем переговоры с индийскими университетами и сетями школ о партнерстве в сфере управленческих технологий. Для понимания масштаба, крупная индийская сеть школ обучает детей в количестве примерно равному числу школьников в Москве. Эта устойчивая экспансия — лучшее доказательство жизнеспособности и востребованности наших продуктов.

Если же говорить об академических результатах, то мы довольны промежуточными итогами. Наши показатели по ОГЭ — значимо выше средних по Москве. Например, в 2024 году средний результат по математике в столице — 3,65, тогда как у нас — 4,4. По английскому языку в Москве 4,5, в то время как у старшеклассников One! — 5. В этом году у нас состоится первый выпуск 11-го класса — это большое событие. Уже есть блестящие результаты ГИА за 9-й класс: ни одной тройки. Средний балл по английскому языку — 62 (из максимальных 68), 14 из 15 наших студентов получили оценку «отлично». Федеральные контрольные работы наши ученики написали со стопроцентным показателем качества знаний.

Что особенно ценно — несмотря на высокий конкурс, мы не отбираем целенаправленно одаренных детей. Многие школы формируют 7-е классы из победителей олимпиад — и на этом багаже демонстрируют успехи. Мы же создаем среду, где академические успехи становятся именно следствием нашей образовательной системы, а не исходных данных студента. И это тоже нетипично.

— Какую поддержку от вас получит тот, кто решит присоединиться и транслировать эту технологию дальше?

— Мы предлагаем нашим партнерам комплексное решение, которое работает на трех взаимосвязанных уровнях. На первом уровне — это наша образовательная ДНК. Партнер получает не просто учебные планы, а целостную программу, в которую уже вшиты все наши принципы: опережающий подход, фокус на индивидуальных траекториях и развитие гибких навыков. На втором уровне — наше ключевое технологическое преимущество. Мы передаем IT-платформу и аналитический инструментарий. И, наконец, третий уровень — это полный управленческий и сервисный пакет «под ключ».

— Давайте разберем шаг за шагом, что находится внутри первого образовательного уровня?

— Мы делимся с партнером собственной образовательной технологией — сбалансированным миксом из лучших российских и мировых практик, авторских разработок и цифровых решений. Как я отметил, российское среднее образование — одно из сильнейших в мире в естественнонаучных дисциплинах. Наши школьники стабильно побеждают на международных олимпиадах, а Москва демонстрирует лучшие образовательные результаты в стране. Поэтому мы взяли лучшее из российского традиционного STEM-подхода (образовательная концепция, объединяющая науки (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering) и математику (Mathematics) для решения практических задач. — «РБК Франшизы»).

При этом стандарт One! не противоречит ФГОС, а расширяет его, сохраняя природную любознательность детей через персонализированный подход, проектные и игровые форматы.

Особое место в программе занимает изучение предпринимательства — наша ключевая новация и компетенция. Мы считаем его лучшей основой для развития гибких навыков. С первого класса дети погружаются в проектную деятельность: работают в командах, учатся презентовать идеи перед бизнесменами и даже могут зарабатывать. Например, с 2023 года наших учеников — единственных школьников в России — приглашают на смены в СберУниверситет, куда обычно детей не пускают.

Изучая предпринимательство, школьники параллельно развивают командную работу, коммуникацию и исследовательский потенциал. Это глубоко эмпатичный подход: дети занимаются тем, что им искренне интересно, без давления.

Конечно, не все станут предпринимателями, но такое обучение формирует предпринимательское мышление (growth mindset) — веру в развитие через усилия, где ошибки становятся источником роста. Эти универсальные компетенции — умение адаптироваться, быть самостоятельным и принимать решения — применимы в любой сфере жизни.

То есть мы предлагаем программу, проверенную годами, с балансом академической базы и инновационных методик, инструментарием развития hard и soft skills. Ее основа — это персонализированные траектории развития и предиктивный подход, который позволяет готовить детей к будущим вызовам. Все это упаковано в готовую образовательную экосистему, которую можно масштабировать без потери качества.

— А в чем заключается особенность IT-платформы, на которой строится управление сети?

— Мы разработали систему, которая позволяет персонализировать обучение, повышать его эффективность и в целом оптимизировать управление учебным заведением. В то время как многие школы ограничиваются традиционными методами оценки, мы смогли создать систему, которая естественным образом способствует как удержанию текущих студентов, так и привлечению новых.

Большинство школ работают со следствием — оценками, которые часто субъективны и сильно отложены по шкале времени вправо. Наше ключевое отличие в том, что мы воздействуем на причину — эффективность каждого урока. Наша сеть использует систему аналитики на основе ИИ: с помощью видео- и аудиоданных мы по чек-листу из 2000 параметров по 14 функциональным направлениям мониторим параметры, которые напрямую влияют на эффективность урока. Теперь мы точно знаем, что происходит за дверью класса, и учим педагогов работать с этими метриками. Каждое утро они получают детальную аналитику по прошедшим урокам и на основе этого анализа мы улучшаем вовлеченность класса, дисциплину, эмоциональный фон, восприятие материала и продуктивность методик. В результате это дает повышенную вовлеченность студентов, комфортную атмосферу и персонализированный подход к обучению.

Для родителей это становится заметно по тому, с каким интересом их дети занимаются и каких результатов достигают. Такая технологическая основа позволяет нашим партнерам предлагать тот уровень образования, который сегодня востребован, но пока редко встречается на рынке. Это создает прочную основу для стабильного развития образовательного бизнеса с долгосрочной перспективой.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— И что входит в сервисный пакет «под ключ»?

— Это комплексное решение, которое мы создавали, учитывая специфику образовательной сферы. Партнер получает не просто доступ к бренду, а полноценную бизнес-систему — от юридического, кадрового и бухгалтерского сопровождения до готовых экономических моделей и стандартов сервиса.

За годы работы мы сформировали устойчивый поток семей, заинтересованных в нашем подходе к образованию. Новые кампусы получают доступ к этому ресурсу — мы целенаправленно направляем в них заявки от клиентов, которым подходит определенная геолокация. Это создает существенное преимущество на старте и снижает риски, связанные с набором студентов.

Кроме того, мы передаем все наши технологические разработки, включая ИИ-платформу для управления учебным процессом и бизнес-аналитики. Важно, что это не просто набор инструментов, а единая система, где каждый элемент работает на общий результат — от контроля качества образования до управления финансовыми показателями.

Что касается экономики, то все компоненты пакета — от правовой поддержки до маркетинга — настроены на достижение плановых показателей рентабельности. При грамотной реализации наша модель показывает стабильную окупаемость инвестиций в сжатые сроки. Например, для стандартного кампуса выход на операционную безубыточность обычно составляет от 20 месяцев.

По сути, мы предлагаем не просто франшизу, а готовое бизнес-решение с клиентской базой, технологиями и поддержкой.

— Почему, на ваш взгляд, на российском рынке все еще мало франшиз в нише частного рынке образования?

— Здесь есть несколько причин. Во-первых, наш рынок частного образования еще очень молод. За рубежом этот инструмент активно развивается — это эффективный способ выхода на рынок. Но если частным школам и университетам в Британии уже более 1000 лет, то в России рынку частного образования всего около 30 лет. Мы находимся в начале пути становления этой социальной сферы.

Чтобы создать по-настоящему масштабируемую и устойчивую модель, требуются годы отстройки. Нам самим потребовалось почти десятилетие, чтобы не просто открыть школу, а выстроить целостную систему управления объектами образования, которую мы с уверенностью можем предлагать партнерам. Не многие организации на рынке прошли этот путь и достигли такого уровня зрелости.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Во-вторых, есть специфика финансирования. На Западе сильна традиция меценатства, где лучшие частные школы часто существуют на дотации. В России же для масштабирования по франшизе критически важна финансовая устойчивость и операционная безубыточность каждой единицы.

И здесь мы подходим к главному. Сложность входа создает и преимущество для тех, кто решается войти в отрасль сейчас. Российский рынок частного образования — это по-настоящему «голубой океан». Сейчас, к примеру, ни в одном крупном городе-миллионнике до сих пор не удовлетворен спрос на создание продвинутых образовательных комплексов «детский сад — школа». Пока конкуренция невысока, можно занять сильные позиции и стать флагманом в своем регионе.

Чем дольше ждать, тем больше будет появляться игроков, и тем сложнее будет зайти на рынок. Сейчас же — хорошее время, чтобы, используя формат франшизы, не просто построить успешный бизнес в сфере образования, но и менять ландшафт территории, включиться в решение кадровых вопросов региона, стать центром притяжения для семей, стремящихся к лучшему образованию для своих детей.

Данные исследования состояния частного образовательного сектора в России Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации (РАНХиГС) в 2025 году:

  • в 2024 году в России насчитывалось около 234 тыс. учащихся негосударственных школ, что более чем вдвое превышает показатель 2016-го. Доля школьников негосударственных организаций общего образования (НОУ) в общей численности обучающихся по программам общего образования в тот же период возросла в 1,8 раза и составила в 2024 году 1,3%;
  • сейчас в системе общего образования доля частных школ составляет лишь 2,3%.

— Кого вы видите в качестве своего будущего партнера? Должен ли франчайзи иметь опыт в бизнесе или в сфере образования, и какой именно — управленческий или преподавательский?

— Для нас принципиально важно, что мы ищем не франчайзи в классическом понимании, которому мы просто продадим продукт и уйдем. Мы строим долгосрочное партнерство, чтобы вместе создавать качественное образование будущего. Поэтому здесь ключевым становится именно индивидуальный подход к каждому. В зависимости от целей и сильных сторон мы выстраиваем сотрудничество: для кого-то это будет акцент на управленческих технологиях, для кого-то — на готовой IT-платформе, а кто-то приходит со своим зданием и ищет качественно новое образовательное наполнение.

Если говорить о портрете идеального партнера, то мы выделяем несколько ключевых черт. Прежде всего, этот человек должен разделять нашу миссию — стремиться воспитывать людей, готовых менять мир к лучшему. Во-вторых, ему необходим длинный горизонт планирования — образование не спекулятивный бизнес, а стратегический проект. В-третьих, конечно, необходимы средства на его реализацию. И, наконец, — амбиции создавать что-то по-настоящему значимое.

Многие наши партнеры приходят в образование с желанием оставить наследие. Школа — это не ресторан, она может увековечить имя. В One! мы поддерживаем эту философию, устанавливая памятный знак тем, кто вкладывается в развитие нашей инфраструктуры. Мини-копия такого знака вручается инвестору. Это сакральный момент, который символизирует, что ими движет не сиюминутная выгода, а инвестиция в будущее, которая в перспективе окупается и приносит гораздо большее — чувство причастности к воспитанию нового поколения.

— Какую идеальную картину будущего вы для себя видите?

— Мы видим будущее, в котором само понятие «школа» преображается. Она перестает быть конвейером по подготовке к экзаменам и становится живым организмом, средой, где формируются личности. Местом, где дети получают не готовые знания, а учатся их добывать, где они не боятся будущего, а чувствуют себя его архитекторами.

Мы хотим, чтобы через 10–15 лет в крупных городах были созданы очаги этой новой образовательной культуры и формировалось новое поколение лидеров, изобретателей и мыслителей, которые мыслят глобально и несут осознанную ответственность за свою страну и планету. Они будут не просто строить карьеру, а создавать новые отрасли, принимать серьезные вызовы — от экологии до искусственного интеллекта.

Поделиться