Исследование Businessmens.ru показало замедление рынка франчайзинга

Обновлено 24 декабря, 09:02
Фото: freepik.com / предоставлено Businessmens.ru
Фото: freepik.com / предоставлено Businessmens.ru

Каталог франшиз Businessmens.ru опубликовал исследование рынка, подготовленное по итогам 2025 года. По данным ресурса, 2025 год для рынка франчайзинга стал периодом заметного замедления, снижения активности и настороженных ожиданий: количество заявок на франшизы снизилось на 21,2% по отношению к тому же периоду 2024 года.

По мнению Юрия Богомолова, сооснователя Businessmens.ru, причиной падения является экономическая неопределенность: «Та часть общества, которая готова начать свой бизнес переходит в режим ожидания: что будет со ставкой ЦБ, как отразится на жизни и предпринимательстве в России увеличение налоговой нагрузки, будут ли вводиться дополнительно вторичные санкции, ломающие логистические пути, на сколько увеличится инфляция — количество плохо прогнозируемых факторов начинает достигать критической массы».

Фото: предоставлено Businessmens.ru
Фото: предоставлено Businessmens.ru

Франшизы питания

Больше всего спрос потеряла категория франшиз питания — 26,1% в количественном выражении по отношению к прошлому году, отмечается в исследовании. Падение фиксируется во всех крупных направлениях этой категории:

  • фастфуд и стритфуд: −36,9%;
  • кафе и рестораны: −24,6%;
  • кофейни: −25,3%.

Франшизы торговли

Франшизы торговли, сообщает Businessmens.ru, просели на 21,5%. Пик этого вида бизнеса на рынке франшиз был в 2023 году, когда максимальную активность проявляли франшизы торговли на маркетплейсах. В 2024 году темпы снизились, количество заявок показывало минус 1,3% год к году. Интересно, что при этом ниша фармрынка показывает рост:

  • магазины одежды: −53,6%;
  • торговля на маркетплейсах: −44,6%;
  • алкомаркеты: −22,1%;
  • авто: −1,2%;
  • аптеки: +5,3%.

Франшизы услуг

Самая стабильная по спросу в современном франчайзинге категория — франшизы услуг. За 2025 год замедление составило всего 5,8% объема заявок по отношению к 2024 году. В направлении услуг заметно прибавили в росте такие ниши, как строительство, ремонт, туризм:

  • строительство и ремонт: +30,5%;
  • туризм: +13,2%;
  • отдых и развлечения: −13,2%.

Франшизы вендинга

Неоднозначная ситуация сложилась в этом году в вендинге. По данным исследования, в общем срезе направление прибавило в спросе на 17,9%. Но вот категория кофеен самообслуживания, которая ранее была основой вендинга во франчайзинге, потеряла сразу 32,3%.

Повлияли два фактора, поясняют представители Businessmens.ru. Во-первых, прошел пик популярности кофейных аппаратов. Во-вторых, ассортимент вендинга расширился. Теперь это не только микромаркеты и кофейни — по франшизе можно запустить пиццаматы, аппараты по продаже товаров для автовладельцев, продаже украшений, игрушек, диффузоров и многого другого.

Сергей Дегтярев, основатель холдинга Franch.Global, автор книги «Франчайзинг на миллиард»:

«Достаточно печальная ситуация в 2025 году на рынке франшиз. Если сравнивать с 2021–2022 годами, то падение спроса мы видим в 2,5 раза. Заметно увеличилась и стоимость квалифицированного лида. А это значит, что в 2026 году будут проблемы с продажами франшиз у тех компаний, которые к этому подходят не профессионально. История «посадили продавца — и что-то продается» больше не работает».

Проблемы франчайзи и франчайзеров в 2025 году

Главная проблема новых партнеров большинства франчайзинговых сетей в 2025 году — персонал: о трудностях подбора сотрудников на новых точках сообщило 65% опрошенных брендов. На втором месте по частоте — подбор локации. С проблемой столкнулись франчайзи 35% опрошенных в рамках исследования сетей.

Повышение цен также отразилось на рынке франшиз. Среди опрошенных компаний 53% отметили, что с 2024 года были вынуждены увеличить размер паушального взноса. При этом 43% взнос не меняли, но пересмотрели размер роялти. А 64% компаний сообщили об увеличении суммы вложений, которая требуется новому партнеру для открытия бизнеса по их франшизе.

Фото: предоставлено Businessmens.ru
Фото: предоставлено Businessmens.ru

Тренды и ожидания от 2026 года

На данный момент, согласно исследованияю, только 48% сетей на будущий год смотрят с осторожным оптимизмом, рассчитывая, что активность покупателей франшиз восстановится. Новые трудности и вызовы в будущем году ожидают 28% компаний. Многие предприятия выражают надежду на изменения в рамках государственной поддержки малого бизнеса и франчайзинга. А 86% опрошенных брендов отметило, что изменения в законодательстве в срезе российского франчайзинга необходимы.

Анастасия Столбова, руководитель по коммуникациям Российской ассоциации франчайзинга:

«Сейчас наблюдается интересная ситуация: уверенные крупные франчайзинговые бренды покупают малые сети. На фоне нестабильности и опасений перед следующим годом происходит большое количество поглощений. Насколько большое — будет понятно уже к весне.

Еще одно наблюдение: в следующем году членство в ассоциациях пригодится не только франчайзерам. Запросы на поддержку и помощь будут приходить именно от франчайзи. Налоговая дисциплина ужесточается. Чем дальше, тем больше предпринимателей сталкивается с проверками. Помочь способна грамотная и своевременная поддержка, которая обеспечивается серьезными сообществами. Одно из направлений РАФ на 2026 год — расширение членства. Для франчайзи оно будет на бесплатной основе — как мера поддержки рынка».

Дамир Муратов, сооснователь каталога франшиз Businessmens.ru:

«Да, будут потери, особенно среди малых сетей. Франшизам придется приложить больше сил для развития себя и партнеров, площадкам, которые занимаются популяризацией франчайзинга — больше сил для привлечения новой аудитории. Но в итоге все снова придет в движение. И возможно даже очень быстро».

Георгий Куприн, директор по развитию проекта «РБК Франшизы», коммерческий директор «РБГ Групп»:

«Франчайзинговая отрасль в 2026 году продолжит развиваться, но выживать будут только те франшизы, которые смогут адаптироваться к новым реалиям, внедрить современные технологии и обеспечить высокую прозрачность бизнеса.

В 2026 году мы ожидаем смещение фокуса на развитие франшиз в регионы, рост локальных брендов. Цифровизация бизнеса станет обязательным требованием для выживания на рынке, как для товарных франшиз, так и франшиз в сфере услуг, а гибкость бизнес-модели и способность оперативно адаптироваться к новым вызовам будет неотъемлемым атрибутом устойчивого развития.

Также ключевыми факторами успеха в развитии франчайзинга станут ведение социально ответственного предпринимательства, ориентиры на открытость и прозрачность финансовых моделей франчайзера и, как следствие, формирование положительного имиджа компании и устойчивости бизнеса.

Конечно, хочется ждать усиления поддержки для малого и среднего предпринимательства со стороны госсектора, снижения и стабилизации ключевой ставки ЦБ.

А от нашей команды франчайзинговой отрасли стоит ждать в следующем году уникальных, ярких проектов, которые объединят ключевых игроков российского и международного бизнес-сообщества, представителей госсектора, звезд шоу-бизнеса, чтобы совместно двигать экономику нашей страны вперед».

Поделиться