Исследование Businessmens.ru показало замедление рынка франчайзинга

Каталог франшиз Businessmens.ru опубликовал исследование рынка, подготовленное по итогам 2025 года. По данным ресурса, 2025 год для рынка франчайзинга стал периодом заметного замедления, снижения активности и настороженных ожиданий: количество заявок на франшизы снизилось на 21,2% по отношению к тому же периоду 2024 года.
По мнению Юрия Богомолова, сооснователя Businessmens.ru, причиной падения является экономическая неопределенность: «Та часть общества, которая готова начать свой бизнес переходит в режим ожидания: что будет со ставкой ЦБ, как отразится на жизни и предпринимательстве в России увеличение налоговой нагрузки, будут ли вводиться дополнительно вторичные санкции, ломающие логистические пути, на сколько увеличится инфляция — количество плохо прогнозируемых факторов начинает достигать критической массы».

Франшизы питания
Больше всего спрос потеряла категория франшиз питания — 26,1% в количественном выражении по отношению к прошлому году, отмечается в исследовании. Падение фиксируется во всех крупных направлениях этой категории:
- фастфуд и стритфуд: −36,9%;
- кафе и рестораны: −24,6%;
- кофейни: −25,3%.
Франшизы торговли
Франшизы торговли, сообщает Businessmens.ru, просели на 21,5%. Пик этого вида бизнеса на рынке франшиз был в 2023 году, когда максимальную активность проявляли франшизы торговли на маркетплейсах. В 2024 году темпы снизились, количество заявок показывало минус 1,3% год к году. Интересно, что при этом ниша фармрынка показывает рост:
- магазины одежды: −53,6%;
- торговля на маркетплейсах: −44,6%;
- алкомаркеты: −22,1%;
- авто: −1,2%;
- аптеки: +5,3%.
Франшизы услуг
Самая стабильная по спросу в современном франчайзинге категория — франшизы услуг. За 2025 год замедление составило всего 5,8% объема заявок по отношению к 2024 году. В направлении услуг заметно прибавили в росте такие ниши, как строительство, ремонт, туризм:
- строительство и ремонт: +30,5%;
- туризм: +13,2%;
- отдых и развлечения: −13,2%.
Франшизы вендинга
Неоднозначная ситуация сложилась в этом году в вендинге. По данным исследования, в общем срезе направление прибавило в спросе на 17,9%. Но вот категория кофеен самообслуживания, которая ранее была основой вендинга во франчайзинге, потеряла сразу 32,3%.
Повлияли два фактора, поясняют представители Businessmens.ru. Во-первых, прошел пик популярности кофейных аппаратов. Во-вторых, ассортимент вендинга расширился. Теперь это не только микромаркеты и кофейни — по франшизе можно запустить пиццаматы, аппараты по продаже товаров для автовладельцев, продаже украшений, игрушек, диффузоров и многого другого.
Сергей Дегтярев, основатель холдинга Franch.Global, автор книги «Франчайзинг на миллиард»:
«Достаточно печальная ситуация в 2025 году на рынке франшиз. Если сравнивать с 2021–2022 годами, то падение спроса мы видим в 2,5 раза. Заметно увеличилась и стоимость квалифицированного лида. А это значит, что в 2026 году будут проблемы с продажами франшиз у тех компаний, которые к этому подходят не профессионально. История «посадили продавца — и что-то продается» больше не работает».
Проблемы франчайзи и франчайзеров в 2025 году
Главная проблема новых партнеров большинства франчайзинговых сетей в 2025 году — персонал: о трудностях подбора сотрудников на новых точках сообщило 65% опрошенных брендов. На втором месте по частоте — подбор локации. С проблемой столкнулись франчайзи 35% опрошенных в рамках исследования сетей.
Повышение цен также отразилось на рынке франшиз. Среди опрошенных компаний 53% отметили, что с 2024 года были вынуждены увеличить размер паушального взноса. При этом 43% взнос не меняли, но пересмотрели размер роялти. А 64% компаний сообщили об увеличении суммы вложений, которая требуется новому партнеру для открытия бизнеса по их франшизе.

Тренды и ожидания от 2026 года
На данный момент, согласно исследованияю, только 48% сетей на будущий год смотрят с осторожным оптимизмом, рассчитывая, что активность покупателей франшиз восстановится. Новые трудности и вызовы в будущем году ожидают 28% компаний. Многие предприятия выражают надежду на изменения в рамках государственной поддержки малого бизнеса и франчайзинга. А 86% опрошенных брендов отметило, что изменения в законодательстве в срезе российского франчайзинга необходимы.
Анастасия Столбова, руководитель по коммуникациям Российской ассоциации франчайзинга:
«Сейчас наблюдается интересная ситуация: уверенные крупные франчайзинговые бренды покупают малые сети. На фоне нестабильности и опасений перед следующим годом происходит большое количество поглощений. Насколько большое — будет понятно уже к весне.
Еще одно наблюдение: в следующем году членство в ассоциациях пригодится не только франчайзерам. Запросы на поддержку и помощь будут приходить именно от франчайзи. Налоговая дисциплина ужесточается. Чем дальше, тем больше предпринимателей сталкивается с проверками. Помочь способна грамотная и своевременная поддержка, которая обеспечивается серьезными сообществами. Одно из направлений РАФ на 2026 год — расширение членства. Для франчайзи оно будет на бесплатной основе — как мера поддержки рынка».
Дамир Муратов, сооснователь каталога франшиз Businessmens.ru:
«Да, будут потери, особенно среди малых сетей. Франшизам придется приложить больше сил для развития себя и партнеров, площадкам, которые занимаются популяризацией франчайзинга — больше сил для привлечения новой аудитории. Но в итоге все снова придет в движение. И возможно даже очень быстро».
Георгий Куприн, директор по развитию проекта «РБК Франшизы», коммерческий директор «РБГ Групп»:
«Франчайзинговая отрасль в 2026 году продолжит развиваться, но выживать будут только те франшизы, которые смогут адаптироваться к новым реалиям, внедрить современные технологии и обеспечить высокую прозрачность бизнеса.
В 2026 году мы ожидаем смещение фокуса на развитие франшиз в регионы, рост локальных брендов. Цифровизация бизнеса станет обязательным требованием для выживания на рынке, как для товарных франшиз, так и франшиз в сфере услуг, а гибкость бизнес-модели и способность оперативно адаптироваться к новым вызовам будет неотъемлемым атрибутом устойчивого развития.
Также ключевыми факторами успеха в развитии франчайзинга станут ведение социально ответственного предпринимательства, ориентиры на открытость и прозрачность финансовых моделей франчайзера и, как следствие, формирование положительного имиджа компании и устойчивости бизнеса.
Конечно, хочется ждать усиления поддержки для малого и среднего предпринимательства со стороны госсектора, снижения и стабилизации ключевой ставки ЦБ.
А от нашей команды франчайзинговой отрасли стоит ждать в следующем году уникальных, ярких проектов, которые объединят ключевых игроков российского и международного бизнес-сообщества, представителей госсектора, звезд шоу-бизнеса, чтобы совместно двигать экономику нашей страны вперед».