Только половина предпринимателей регистрируют товарные знаки

Обновлено 02 апреля, 14:04
Andrey_Popov/Shutterstock
Andrey_Popov/Shutterstock

Только 56% российских предпринимателей регистрируют в Роспатенте интеллектуальную собственность. Среди основных сложностей — непрозрачность процедуры, ее стоимость и риск получить отказ

Образовательная платформа Moscow Digital School выяснила, что только половина российских предпринимателей регистрируют право интеллектуальной собственности и только у 31% из них есть в штате юрист, специализирующийся на этой теме. Остальные назвали процедуру регистрации непрозрачной. Главная проблема — это сложность подтверждения своего права собственности. Чаще всего отказывают в регистрации товарного знака, если он не обладает различительной способностью, то есть не отличается от уже существующих товарных знаков. Другие распространенные причины для отказа: товарный знак является общеизвестным, содержит ошибки, вводит потребителя в заблуждение или использует официальные названия и изображения объектов культурного наследия. Трудности также возникают из-за несовершенства законодательства (19%) и долгого рассмотрения дел в суде (16%). Эксперты отметили, что за последний год предприниматели стали чаще судиться из-за интеллектуальной собственности. Так, число разбирательств по патентам выросло на 29%, а по товарным знакам — на 5%.

Другой проблемой предприниматели назвали стоимость всей процедуры (15%). По словам юриста Ольги Пономаревой, за услуги по регистрации товарного знака необходимо заплатить от ₽15 тыс., а за оформление патента на изобретение — от ₽80 тыс. В первом случае в стоимость входит подготовка комплекта заявочной документации, во втором — большой объем подготовительных работ, в частности описание изобретения, формула, реферат, чертежи, графики, схемы. Чаще всего для этой работы привлекают специалистов. Кроме того, необходимо заплатить несколько госпошлин. «По закону, можно уменьшить размер уплачиваемых пошлин или даже освободиться от их уплаты. Так, например, за подачу заявки на регистрацию в электронном виде действует скидка 30% на оплату пошлины», — объясняет юрист. По времени процедура занимает до 18 месяцев. Предприниматели могут воспользоваться ускоренной схемой, которая сокращает срок рассмотрения заявок до двух месяцев. Но за это придется заплатить дополнительно.

Зарегистрированный товарный знак — обязательное условие для бизнеса, который хочет развиваться по модели франчайзинга. На начало 2024 года 86% франшиз подтвердили наличие у них товарного знака, зарегистрированного в Роспатенте. Всего же в 2023 году российские компании малого и среднего бизнеса подали более 140 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков. Это на 28% больше, чем в 2022 году. По данным Роспатента, сейчас в России зарегистрировано около 870 тыс. товарных знаков. Больше половины из них принадлежат отечественным брендам, а самая популярная отрасль — общественное питание. По словам Ольги Пономаревой, предприниматели поняли, что интеллектуальная собственность — такой же актив, как и материальные средства. «Ее можно оценить, купить, продать, передать право на использование другому человеку или бизнесу — то есть поступить с ней так же, как с материальной», — заключила эксперт.

Поделиться
Теги