На ПМЭФ-2024 обсудили социально ответственные франшизы
5 июня в рамках ПМЭФ-2024 завершилась первая дискуссионная панель о социально ответственных франшизах. Она стала площадкой для конструктивного диалога между бизнесом и государством. Итогом стали несколько инициатив
На ПМЭФ-2024 состоялась первая дискуссия, организованная «РБК Франшизы». Она была посвящена социально ответственному франчайзингу. Предприниматели и эксперты обсудили господдержку отрасли, законодательную базу и развитие франчайзинга в регионах.
Модераторами панели выступили Галина Радаева, председатель Профсоюза участников рынка франчайзинга, и Мария Кизима, соучредитель компании «Франчайзинг Интеллект» и цифровой платформы Scale IT. В дискуссии приняли участие лидеры отрасли, владельцы франшиз, представители органов власти и организаций по поддержке предпринимателей, благодаря которым в России франчайзинг активно развивается и является драйвером социально-экономических преобразований.
Франчайзинг — двигатель экономики
В 2024 году франчайзингу в России исполнилось 30 лет. По словам Марии Кизимы, если раньше во главе угла стояло получение дохода, то сейчас франчайзер — это не только предприниматель, это новатор, трендсеттер, стратег и лидер социально-экономических преобразований. Поэтому крайне важно, что развитие отрасли обсуждают в таком масштабе на главной деловой площадке страны. «Тема нашей сессии называется «Социально ответственная франшиза». Вместе с лидерами отрасли мы раскроем влияние института франчайзинга на повышение качества жизни населения и расскажем, как развитие рынка стимулирует социально-экономические изменения в России», — подчеркнула Кизима
Галина Радаева отметила, что франчайзинг — это мультипликатор налоговых отчислений, который позволяет через рост сети увеличивать объемы поступлений в бюджет. «Рынок растет, поэтому мы подсвечиваем важность влияния франшизы на экономику страны. Помимо того, что растет количество концепций, выпускаемых на рынок, увеличивается и число людей, которые на нем трудоустроены. Сейчас их уже более 1,3 млн человек. Это важная цифра, ведь во франшизе количество сотрудников как минимум раза в два-три больше, чем в обычном бизнесе», — рассказала эксперт.
Борис Нуралиев, основатель и директор ООО «1С», президент Российской ассоциации франчайзинга, отметил, что франчайзинг позволяет сочетать энергию и мобильность небольшого частного предприятия с маркетингом и технологической поддержкой мощного, известного бренда. Это обеспечивает, с одной стороны, качество, а с другой — дает возможность уделить внимание каждому клиенту. «Франчайзинг помогает маленьким предприятиям, объединенным франшизой, соперничать с крупными корпорациями», — подчеркнул Нуралиев.
Юлия Кукота, руководитель регионального направления ПВЗ Wildberries, также добавила, что открытие пункта выдачи заказов — один из самых простых стартов во франчайзинге. «Нам хочется максимально открыто вести диалог с нашими партнерами. Поэтому мы постоянно дорабатываем и разрабатываем новые системы взаимодействия, а также дополнительные меры поддержки, глубоко анализируем рынок, локации и условия в разных регионах. Это помогает максимально качественно выстроить тариф, чтобы партнер мог открыть наш франшизный пункт», — рассказала руководитель направления.
«Кроме того, франчайзинг способствует росту экономики регионов», — добавила Татьяна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве. По ее словам, бизнес по всей стране должен развиваться через конструктивный диалог представителей франчайзинговой отрасли, при этом регионы могут копировать успешные механизмы развития франчайзинга, которые уже реализованы в Москве или в других субъектах страны. «Есть проблема — это отсутствие единой и однозначной законодательной базы, — отметила она. — Давайте вместе обсуждать и предлагать законодателям то, что необходимо франчайзингу. Рынок вырос на 60%, поэтому мы не можем не приводить законодательство в соответствие».
При этом Галина Радаева добавила, что на текущий момент развития рынка менять законы необходимости нет. Рынок может сам себя регулировать, однако для этого нужно создать некие направляющие элементы, стандарты, которые помогут компаниям быть качественными.
Какая поддержка нужна франшизам
Важной темой дискуссии стала государственная поддержка отрасли. «Мер поддержки франчайзинга много. Сейчас на цифровой платформе МСП мы запустили новый сервис приобретения франшиз. Там уже 76 франшиз, причем сервис достаточно удобно сделан. Предприниматель может увидеть и саму франшизу, и сколько стоит, и какой объем инвестиций, и какой региональный охват», — сообщил Иван Подберезняк, председатель правления АО «МСП Банк».
«Кроме того, во многих регионах есть мера поддержки по компенсации лизингового платежа. Это помогает в комплексе поддержать и франчайзера, и франчайзи», — подчеркнула Галина Радаева. При этом Алексей Локонцев, основатель TOPGUN, отметил, что все-таки мерам господдержки не хватает видимости, поэтому представители отрасли могут о них не знать. Нужно акцентировать на этом внимание, особенно на поддержке устойчивых франшиз, которые на рынке уже более десяти лет. «Многим предпринимателям не хватает денег на залог. Мое предложение по улучшению франчайзинговой отрасли — сделать льготные кредиты для ведущих франшиз, в которых франчайзеры будут становиться гарантом для своих франчайзи. Это поможет предпринимателям получать более выгодные кредиты и поддерживать проверенные франшизы», — предложил Алексей Локонцев.
Антон Слободчиков, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, рассказал, что власти региона с 2019 года активно поддерживают франчайзинг разными инструментами. «Один из них — это участие в выставках и больших отраслевых мероприятиях. В прошлом году мы привезли с коллективным стендом Алтайского края в Москву 15 региональных франшиз. Я не знаю, кто больше из регионов представил их. Также мы оказываем, конечно, в рамках центра »Мой бизнес» и в рамках национального проекта услуги по продвижению франшиз, предоставляем помощь в упаковке франшизы, в создании сайтов, роликов и т.д.», — рассказал Антон Слободчиков.
По словам Юлии Алферовой, руководителя центра компетенций «Цифровая трансформация бизнеса и государственное управление» Фонда развития цифровой экономики, недавно также запустился проект «Открыто для всех». Он предполагает внедрение инклюзивных практик бизнеса по отношению к категориям граждан с ограниченными возможностями. «Франчайзинг — это один из лучших тиражируемых инструментов, куда мы можем вносить правильные и комфортные базовые стандарты инклюзивной коммуникации», — подчеркнула эксперт.
Татьяна Талашкина, основатель GMT clinic, обратила внимание на кадровый голод как проблему для развития франчайзинга. По ее словам, не хватает врачей системной медицины. «Медицинские вузы делают только первые шаги к организации обучения по данной специальности. Поэтому в этом вопросе мы видим необходимость помощи государства для привлечения внимания к подготовке медицинских кадров в области системной медицины», — добавила она.
Александр Демин, председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, рассказал, почему франчайзинг наиболее выгоден для начинающих предпринимателей: «Для предпринимателя старт с франшизы наиболее прост, потому что там уже большинство бизнес-процессов описаны. Для начинающих предпринимателей это наиболее актуально, чтобы понять, как это все устроено, а потом уже выходить на собственную бизнес-модель», — заключил представитель Госдумы.
Важным событием панели также стало подписание соглашения о взаимодействии в целях поддержки и развития совместной деятельности, в том числе по франчайзингу, между МСП Банком и «ПСБ Инновации и Инвестиции».
Петербургский международный экономический форум проходит с 5 по 8 июня. По инициативе «РБК Франшизы» в рамках мероприятия крупнейшие предприниматели и эксперты впервые обсуждают рынок франчайзинга — как социально ответственный бизнес, а также как новый инвестиционный тренд. В дискуссиях принимают участие основатели крупнейших российских франшиз, представители федеральных и региональных органов власти и руководители общественных организаций, которые поддерживают развитие малого и среднего бизнеса.
В дни ПМЭФ-2024 «РБК Франшизы» будут публиковать новости и интервью участников главного делового события страны на сайте, в ВК и телеграм-канале.