Франшиза как инвестиция: на ПМЭФ-2024 обсудили новый инвестиционный тренд
5 июня на ПМЭФ состоялась панельная дискуссия «Франчайзинг как инвестиция». Участники рассказали, почему вложения во франшизы выгоднее классических инвестиций, а также обсудили роль частных инвесторов в развитии малого и среднего предпринимательства
На ПМЭФ-2024 состоялась вторая панельная дискуссия, организованная РБК Франшизы, — «Франчайзинг как инвестиция». Франчайзеры, чиновники и общественные деятели обсудили, как развитие франчайзинга влияет на инвестиционный климат в России, и призвали предпринимателей активнее вкладываться во франшизы. Модератор дискуссии, основатель экосистемы FranchCamp и бренда Altairika Константин Урванцев во вступительном слове подчеркнул, что франчайзинг — не только эффективный способ масштабирования бизнеса, но и гибкий инструмент для инвестирования. Вложения во франшизные проекты могут приносить значительно больше, нежели инвестиции в недвижимость или облигации. При этом частные инвесторы не только сами получают прибыль, но и работают на экономику страны в целом, стимулируя развитие сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП).
Франчайзинг: доступно, безопасно, выгодно
В ходе дискуссии эксперты выделили три ключевых преимущества инвестиций во франчайзинг: минимальные риски, высокая прибыльность и доступность для инвесторов с различными финансовыми возможностями. Проверенная бизнес-модель и прозрачность всех процессов делают франшизу безопасной для инвесторов в любых экономических условиях. «Мы позиционируем франшизу как некую гарантированную инвестицию. Партнер получает отлаженный бизнес под ключ, а также нашу экспертную поддержку, основанную на тридцатилетнем опыте», — заявил гендиректор сети ювелирных магазинов SOKOLOV Николай Поляков.
О минимизации рисков для всех участников франшизной цепочки говорил и директор дивизиона «Технологии и предпринимательство» Агентства стратегических инициатив Сергей Черкасов. Он подчеркнул, что франчайзинг, в отличие от инвестиций с пассивным доходом, еще и учит предпринимательству. По мнению эксперта, знания, которые дает новичку грамотный франчайзер, нельзя получить ни в каком университете.
В вопросе прибыльности весьма показательны цифры, которые привела директор по продукту и развитию каналов компании «Кухонный Двор» Карина Гудова. «Окупаемость нашей франшизы в 85% случаев наступает через 9–12 месяцев, со второго года франчайзи с высокой вовлеченностью в бизнес выходят на 120% годовых — это в 7–8 раз больше дохода по банковскому вкладу», — отметила Карина Гудова. Разумеется, доходность инвестиций во франчайзинг зависит от рыночной ниши и специфики конкретной компании, однако, по данным Константина Урванцева, в среднем качественные франшизы приносят 20–30% годовых — опять-таки больше, нежели вклады в банках или проценты по облигациям.
Участники дискуссии неоднократно подчеркнули, что инвестиции во франчайзинг — гибкий финансовый инструмент, доступный широкому кругу предпринимателей. «Франшиза уже на входе дает ресурсы — технологии, регламенты, аналитику, клиентскую базу, пул проверенных подрядчиков, которые при самостоятельном запуске пришлось бы накапливать годами», — пояснил гендиректор сервиса квартирных решений «Самолет Плюс» Александр Попов.
Диапазон стартовых вложений на рынке франчайзинга — от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей. Так, Александр Попов назвал сумму в ₽1,5 млн, Карина Гудова — ₽3,5 млн, а руководитель проекта «Франчайзинг» ГК «МЕДСИ» Дмитрий Баранов — ₽30 млн.
Согласно статистике, озвученной основательницей каталога franshiza.ru Ниной Семиной, 64% инвесторов выбирают франшизы с порогом вхождения до ₽1 млн, 21% — ₽1–3 млн, 8% — ₽3–10 млн, и 7% инвесторов готовы вкладывать свыше ₽10 млн. Наиболее дорогие франшизы обычно рассчитаны на квалифицированных инвесторов с опытом ведения бизнеса в выбранной нише. «Мы очень внимательно подходим к отбору инвесторов, поскольку медицинский бизнес — сфера, которая требует повышенной ответственности. Готовность франчайзи вкладывать большие деньги на старте говорит о том, что он принял взвешенное решение и способен отвечать за качество услуг», — прокомментировал Дмитрий Баранов.
Степень вовлеченности инвестора во франшизу также может варьироваться. Можно самостоятельно руководить бизнесом — и это оптимальный вариант с точки зрения личностного роста предпринимателя, можно нанять управляющего, а можно делегировать все процессы головной компании в рамках обратного франчайзинга или купить акции франшизного предприятия, имеющего статус IPO.
Франшизы ждут своих инвесторов
В привлечении новых инвесторов заинтересованы и бизнес, и государство. Однако, как отметил президент Вятской торгово-промышленной палаты Андрей Усенко, вектор господдержки в 2024 году несколько изменился. «Если раньше Минэк ставил задачу вырастить как можно больше предпринимателей, то сейчас в приоритете — продолжительность деятельности. Государство будет поддерживать бизнес, который уже сумел закрепиться на рынке. И в этом смысле франчайзинг зарекомендовал себя как инструмент, позволяющий гарантированно увеличить выживаемость предприятий», — заявил эксперт.
По мнению Нины Семиной, в государственных грантах, субсидиях и льготных кредитах нуждаются в первую очередь предприниматели, которые покупают франшизы со стартовыми инвестициями от ₽3 млн до ₽10 млн. «Франшизы средней ценовой категории преобладают на российском рынке, но именно в этом сегменте мы наблюдаем спад интереса со стороны инвесторов. В подобные франшизы люди как правило вкладывают не только свои, но и заемные средства, так что государственные займы и поручительства позволили бы выровнять динамику спроса», — подчеркнула Нина Семина.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, российский франчайзинг остается привлекательным и для зарубежных инвесторов. Основатель и управляющий партнер компании TopFranchise.ru Василь Газизулин сделал акцент на том, что франшизы из России востребованы по всему миру. Наиболее перспективными регионами с точки зрения инвестиций он назвал Китай, Ближний Восток и Африку. Российских франчайзеров и франчайзи в текущем контексте Василь Газизулин назвал «ветеранами апокалипсиса», которые смогли преодолеть все шоковые ситуации последних лет. «Российский предприниматель сейчас — самый мотивированный, самый эффективный предприниматель», — заявил он и добавил, что видит хороший бизнес-потенциал у отставных военных и других силовиков.
На Петербургском международном экономическом форуме, который проходит с 5 по 8 июня, впервые состоялось масштабное обсуждение франчайзинга. В рамках панельных дискуссий, организованных РБК Франшизы, ведущие российские франчайзеры, представители власти и общественных институций обсудили социальную значимость франшиз, роль франчайзинга в экономике страны, вопросы взаимодействия бизнеса и государства, а также нюансы инвестирования во франшизы.
В дни ПМЭФ РБК Франшизы будут публиковать новости и интервью участников главного делового события страны на сайте, в ВК и телеграм-канале.