Будущее гостиничных франшиз: интервью с президентом Cosmos Hotel Group

Обновлено 16 декабря 2024, 08:34
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

На фоне развития внутреннего туризма спрос на качественные отели в России значительно превысил предложение. Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба рассказал, как франчайзинг помогает справиться с дефицитом номерного фонда

В России на сегодняшний день одновременно с активным развитием внутреннего туризма сложился острый дефицит качественного номерного фонда. Согласно прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2024 года российские путешественники совершат 84 млн поездок — в 32% случаев (27 млн поездок) туристы останавливаются в отелях. При этом качественный номерной фонд в гостиницах с 3*, 4* и 5* едва превышает 100 тыс. номеров — это десятая часть от общего числа гостиничных номеров в стране.

РБК Франшизы поговорили с Александром Биба — президентом гостиничного оператора Cosmos Hotel Group, который управляет 36 отелями в 18 регионах России и на долю которого приходится 10% качественного номерного фонда страны. Эксперт рассказал, как работает франчайзинг в гостиничном бизнесе и как им заняться, а также — с какими подводными камнями сталкиваются владельцы отелей.

Что происходит на отельном рынке России

Российский гостиничный рынок сильно изменился после 2022 года, когда на фоне геополитической ситуации его покинули многие международные операторы. Однако, вопреки заблуждениям многих, исход не был тотальным. «На самом деле по поводу ухода международных операторов существуют определенные иллюзии. Я бы сказал, что ситуация сложилась 50 на 50: 50% компаний действительно ушли, 50% остались. Они не развиваются на российском рынке, не открывают новые отели под своими брендами, однако уже существовавшие объекты продолжают успешно работать», — рассказал Александр Биба.

Внешнеполитические условия способствовали пересборке рынка и развитию туристической отрасли и отечественной инфраструктуры внутри страны. Во-первых, за последние 20 лет сами россияне успели не раз побывать за границей, появилась насмотренность и желание строить отели в России — и авторские, и большие загородные. Во-вторых, свою роль сыграла поддержка, оказанная отельерам со стороны государства.

«Наша компания очень быстро сориентировалась в ситуации. И на сегодняшний день является одним из лидеров в стране. Сейчас мы присутствуем в 22 городах. Помимо этого, в горизонте двух лет мы освоим еще столько же городов. У нас уже есть более 10 тыс. номеров в портфеле и столько же — в новых строящихся отелях. Поэтому в перспективе трех-пяти лет мы точно удвоимся. И стоит еще отметить, что за это время будут заключаться новые контракты. Наша главная задача — быть самой востребованной гостиничной компанией и брендом в сфере гостеприимства в России», — добавил президент Cosmos Hotel Group. Один из инструментов, которые будут применяться для достижения поставленных целей, — продажа франшизы.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Как войти в сетевой отельный бизнес

Существует три формы сотрудничества больших отельных сетей с предпринимателями: управление, аренда и франшиза. Классическая схема в гостиничном бизнесе — управление. Стороны в самом начале подписывают два договора: один — на техническое сопровождение, которое включает разработку концепции отеля и весь цикл поддержки во время реализации проекта вплоть до перерезания ленты в день открытия, второй — на управление.

Инвестор, который строит отель, на этапе идеи привлекает управляющую компанию, и та реализует проект по своим стандартам, помогая на разных этапах — например, с привлечением кредитных средств. Владелец платит как за техническое сопровождение, так и за управление бизнесом. Сумма зависит от чистой выручки, бронирований и других показателей. Обычно она достигает 5–8% от оборота. При этом ответственность за выполнение бюджета лежит на управляющей компании.

Франшиза, в отличии от управления, будет на пару процентов дешевле, но с ней есть нюанс. Материнский бренд отдает все свои инструменты, чтобы сторонний предприниматель эффективно управлял отелем, и в таком случае ответственность за выполнение бюджета гостиницы ложится непосредственно на ее владельца. «Инструменты, которые мы предлагаем по франшизе, не могут не давать результат. У нас выстроены продажи, у нас большой пул глобальных контрактов, поэтому ситуация, при которой отель не загружается, на сегодняшний день невозможна», — отметил Александр Биба. Однако взамен владельцы должны быть готовы к ежедневному контролю.

Такой способ ведения бизнеса подходит в первую очередь тем, кто хочет управлять отелем лично, и такие люди в России есть. В текущих реалиях открытие отеля по франшизе нередко рассматривается как личный пенсионный фонд, поскольку такой бизнес долго приносит пассивный доход. Но им нужно постоянно заниматься, поскольку он сложный. «Поэтому многие владельцы отелей хотят через управляющую компанию поучиться. На год-два они подписываются на управление бизнесом, а затем, когда все посмотрели и погрузились в нюансы, переходят на франшизу», — пояснил эксперт.

Третий вариант — аренда. Она эффективна, когда есть отель и есть владелец, который не хочет им заниматься. В таком случае проще, чтобы у владельца был конкретный фикс, и он мог вообще не вникать в вопросы управления отельным бизнесом и не заниматься объектом, уточнили в Cosmos Hotel Group. Еще одна ситуация — когда владельцу нужен конкретный гарантированный денежный поток, и он не хочет брать на себя риски.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Как долго окупаются инвестиции в отельный бизнес

В России есть клише, что вложения в отель — это инвестиции вдолгую, однако, чтобы посчитать конечную выгоду, нужно обращать внимание на нюансы. «Действительно, это не быстрый возврат инвестиций. Но встает вопрос, как считать. Если, допустим, в ресторанном бизнесе арендуется помещение под заведение с расчетом окупиться через два-три года (иногда бывает быстрее, а иногда дольше), то нужно не забывать — там объект находится в аренде. И со временем в нем нужно делать ребрендинг, ремонт или даже уезжать оттуда. Очень мало ресторанов, которые остаются на плаву 20 лет. В отельном бизнесе ситуация иная. Возврат вложенных в бизнес денег действительно осуществляется больше десяти лет, но у нас остается здание — объект как инвестиция (если строится новый отель или объект приобретается в собственность). Оно может долгое время работать как гостиница, а потом трансформироваться в апартаменты или офис. У тебя всегда остается здание, которое ты можешь продать за большие деньги», — рассказал Александр Биба.

Какие отели лучше всего открывать

«У нас часто хотят строить пятизвездочные отели, хотя трехзвездочные и четырехзвездочные работают более эффективно», — указывает Александр Биба. По его мнению, в России нужно открывать больше гостиниц с большим номерным фондом и доступные трехзвездочные объекты. Но чтобы они были востребованы и работали наиболее эффективно, внутри такие отели должны быть «стильными и молодежными, а не с евроремонтом из 1990-х».

В рамках проекта «Стратегия лидера» сценарист и писатель Александр Цыпкин взял у Александра Биба большое интервью, в котором эксперт подробно рассказал о нюансах отельного франчайзинга. Посмотреть интервью можно здесь.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе Vkontakte — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться