В Москве для вендингов в два раза повысили торговый сбор: что ждет рынок

Обновлено 06 мая, 07:40
Фото: Bayhu19 / shutterstock.com
Фото: Bayhu19 / shutterstock.com

В Москве массово закрываются вендинговые аппараты. До конца года их число может сократиться на 10 тыс. Основная причина — увеличение торгового сбора и рост издержек

По данным Союза операторов торговых автоматов (СОТА), до конца апреля в Москве прекратят работу порядка тысячи вендинговых аппаратов, а по итогам 2025 года их число может снизиться на 10 тыс. В основном они установлены рядом с туристической инфраструктурой, на социальных объектах, а также на железнодорожных вокзалах, автобусных станциях, в аэропортах и метро. Поэтому сокращение затронет широкий круг локаций, а под демонтаж, вероятно, попадут вендинги с низкой рентабельностью.

Почему демонтируют вендинги

Главная причина сокращения числа вендингов заключается в увеличении обязательного торгового сбора, который должны уплачивать все владельцы столичных торговых точек вне зависимости от оборота. На вендинги торговый сбор распространили в 2021 году — его размер составлял 4 900 руб. за квартал. В прошлом году владельцы вендинга платили уже 5 184 руб. в квартал, а в 2025 году к ставке применили коэффициент-дефлятор, рассчитанный с учетом накопленной инфляции с 2015 года. Таким образом сумма сбора увеличилась на 97,6% — до 10 244 руб. с одного вендинга.

«По нашим данным, большинство классических автоматов зарабатывают в диапазоне 30–60 тыс. руб. в месяц при стоимости оборудования от 300 тыс. руб. Важно понимать, что после закупки товара, логистики, эквайринга, аренды и налогов у предпринимателя остается не так уж и много денег. А если добавить к этому торговый сбор в размере 10 тыс., то экономика просто схлопнется. Это уже не просто налог — это смерть юнит-экономике. Особенно для одиночных предпринимателей, которые держат один-два аппарата, поскольку сети могут адаптироваться, а малый вендинг — нет», — рассказал РБК Франшизам Глеб Харитонов, владелец компании в сфере автономной торговли Briskly.

Игроки рынка уже ощутили увеличение торгового сбора. Александр Смирнов, операционный директор группы компаний «СИБА», которая продает и устанавливает вендинговые автоматы, отметил, что некоторые торговые точки компании стали нерентабельны, поэтому их пришлось демонтировать. Это не единственное изменение, которое влияет на вендинговый рынок столицы: существенно подорожали зерновой кофе и какао, а производители напитков и снеков регулярно поднимают цены. «Отрасль в Москве может стать менее привлекательной для инвестиций за счет выросшей налоговой нагрузки, которая не зависит от доходов и расходов», — говорит эксперт.

По сравнению с 2021 годом объем выручки российских вендеров увеличился в 1,6 раза — практически до 20 млрд руб. В последние годы индустрия торговых автоматов плавно росла, подчеркивают в Союзе операторов торговых автоматов, однако новый размер торгового сбора ставит под угрозу всю экономику микробизнеса. Сейчас число московских вендинговых автоматов, которые стоят на учете в налоговой, составляет порядка 11 тыс. При этом в реальности еще столько же вендингов работают «в серую»⁠: без регистрации, без кассы, без уплаты налогов. То есть торговый сбор больше всего ударит по легальному бизнесу.

Кроме того, сейчас для вендингов нет никаких государственных льготных программ. СОТА в письмах в Минэкономразвития, мэрию Москвы и другие ведомства указывает, что повышение сбора будет иметь катастрофические последствия для индустрии вендинга. Поэтому, по мнению Союза операторов торговых автоматов, необходимо установить в Москве на 2025 год ставку торгового сбора в размере 5,6 тыс. руб. или рассмотреть его отмену.

В зоне риска также оказались и франшизы, которым принадлежат в целом около 20% вендингов. «Многие вендинговые франшизы строились на модели «поставил и забыл». А сейчас оказывается, что нужно не только платить сбор, но и считать юнит-экономику, правильно выбирать локацию, следить за ассортиментом и понимать, как все это регулируется. Поэтому спрос на традиционные вендинговые аппараты по франшизе будет падать», — добавил Глеб Харитонов.

Что будет с рынком в Москве и регионах

В увеличении торгового сбора есть и плюсы, отмечает производитель вендингового оборудования и комплектующих VendShop. Сложившаяся ситуация может подтолкнуть владельцев вендинга к внедрению новых форматов и концепций. «Можно устанавливать вендинговые автоматы с расширенным ассортиментом продуктов и услуг. Например, если вендинг продает снеки и кофе, значит на одной торговой точке будет сразу два автомата и разные виды товаров. Это позволит увеличить средний чек, при этом торговый сбор будет взиматься за один торговый объект. Повышение сбора также может стать причиной выхода с рынка менее эффективных игроков и формирования более качественной конкурентной среды», — объяснил Алексей Водопьянов, директор по развитию VendShop.

Сейчас торговый сбор действует только в Москве, поэтому в регионах складывается иная ситуация — там ниже арендные ставки, проще договориться с ТЦ или владельцем здания, меньше контроля со стороны надзорных органов. По этим причинам индустрия вендинга растет, особенно в малых городах, где нет магазинов 24/7. В компании Briskly видят два сценария развития вендинга в регионах: либо начнется массовое «перевозное» развертывание старых московских автоматов, либо будут расти современные форматы микромаркетов.

По словам Александра Смирнова, в Москве бизнес будет стараться адаптироваться к внешним изменениям, а цены на напитки и снеки скорее всего вырастут, чтобы компенсировать возникшие дополнительные расходы. При этом рост торгового сбора может привести к переформатированию вендинговой торговли.

«Традиционный вендинг будет сменяться более гибкими, автономными форматами, встроенными в повседневную инфраструктуру. Это не просто про замену технологии, а про изменение логики торговли — она станет более персонализированной. Востребованными будут точки торговли, где нет кассира, но есть онлайн-оплата, рекуррентные покупки и B2 °C-коммуникация», — отметил Глеб Харитонов.

Подписывайтесь на наши социальные сети

В нашем телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги