ПВЗ, ретейл и общепит: вышел рейтинг 100 самых популярных франшиз

Обновлено 21 мая, 08:32
Фото: AntonSAN / Shutterstock
Фото: AntonSAN / Shutterstock

Каталог Businessmens.ru выпустил рейтинг самых продаваемых франшиз. По итогам 2024 года популярность франшиз увеличилась на 43%, при этом внимание покупателей смещается с недорогих франшиз на крупные, дорогие бренды

Businessmens.ru провел ежегодное исследование изменений на рынке российского франчайзинга и выпустил рейтинг ста самых популярных франшиз. Согласно данным аналитиков, в 2024 году первое место среди российских франшиз заняла Wildberries. Компания смогла увеличить свою сеть на 60% и открыла за год 19,3 тыс. новых точек по модели франчайзинга. На втором месте в рейтинге оказался Rostic's. В 2023 году компания выкупила мастер-франчайзи KFC и заявила о масштабных планах развития — как итог, в прошлом году по франшизе открылось 100 новых ресторанов бренда. Третье место заняла «Пятерочка» — постоянный участник рейтинга с 2021 года. Сеть стабильно входила в тройку лидеров, за исключением прошлогоднего рейтинга, в котором оказалась на десятой позиции. В 2024 году «Пятерочка» открыла по франшизе 172 магазина и вновь вернулась в топ-3.

Четвертое место в рейтинге заняла ресторанная сеть «Pro.Хинкали». Это полностью франшизный проект, поскольку у компании нет собственных точек. В 2024 году бренд запустил 48 ресторанов, а их общее число выросло до 64. Замкнула пятерку лидеров «Додо Пицца», которая в прошлом году была на четвертом месте. Сеть открыла по франшизе 144 новых точки. Также в топ-10 вошли Ozon, «Самолет Плюс», «Улыбка Радуги», «Около» и «Яндекс Лавка».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Аналитики Businessmens.ru отмечают, что вновь набирают популярность полноформатные кофейни. В последние годы в рейтинге было представлено много вендинговых кофейных франшиз, но ситуация изменилась и в топ-35 вошли сразу две классические кофейни — Cofix и Surf Coffee, в то время как вендинговые проекты переместились за пределы первой тридцатки. Стабильным спросом также продолжают пользоваться пункты выдачи заказов — ПВЗ. Это обусловлено активным масштабированием по стране крупных компаний, которые стараются охватить максимальную долю рынка и не уступить конкурентам по количеству ПВЗ. В топ-25 вошли Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» а также логистическая франшиза CDEK.

Фото: пресс-служба «Бизнесменс.ру»
Фото: пресс-служба «Бизнесменс.ру»

Сохраняют позиции продуктовые магазины, дискаунтеры и форматы с фиксированными ценами. Помимо «Пятерочки» и «Улыбки радуги», в топ-25 вошли сети «Авокадо», «Домашкино», «Малинка», «Магазин Постоянных Распродаж» и One Price. Популярность этих форматов можно объяснить потребностью предпринимателей в устойчивых бизнес-моделях.

В 2024 году также вырос спрос на франшизы дорогих ресторанов и кафе. Помимо «Pro.Хинкали», в топ-30 попали «Горыныч», «Мидийное место», Chiko и «Старик Хинкалыч» с инвестициями от 14 до 80 млн руб. В Businessmens.ru отмечают, что в целом дешевые франшизы стали менее популярны, в то время как интерес к дорогим концепциям вырос. Если в прошлогоднем рейтинге средняя стоимость франшиз из топ-30 составляла 6,4 млн руб, то сейчас она увеличилась до 12,3 млн руб. Причин этому может быть несколько. Во-первых, начинающие предприниматели с ограниченным бюджетом все чаще отказываются от запуска бизнеса на фоне глобальных экономических изменений. Во-вторых, усилилась активность крупных брендов, чьи бизнес-модели демонстрируют наибольшую устойчивость в условиях нестабильности.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Российский франчайзинговый рынок продолжает наращивать обороты. Согласно внутренним данным Businessmens.ru, количество заявок на франшизы каталога с января по декабрь 2024 года увеличилось на 43%. Однако темпы прироста спроса снизились по сравнению с прошлым годом, когда рост составлял 57,7%. Кроме того, окончательно оформилась сезонность, характерная для рынка франчайзинга, что указывает на признаки стабилизации отрасли.

Чаще всего предприниматели интересовались франшизами в сфере общественного питания — спрос на них за год увеличился на 44%. Особенно заметен рост в сегменте пекарен — количество заявок выросло на 62,4%. Рестораны и кафе показали прирост в 48,4%, а стритфуд — в 61,7%. Эти тенденции отразились и в рейтинге: в топ-50 вошли сразу три пекарни — French Bakery SeDelice, «Настоящая Пекарня» и «Хлебник», а также бренд уличного фастфуда «Чебурекми» и ряд ресторанных франшиз.

Франшизы в сфере услуг выросли по запросам на 37,2%. Особенно активно пользователи искали проекты в сфере туристического бизнеса, где число заявок увеличилось на 121% по сравнению с 2023 годом. Также на 59% вырос интерес к финансовым и юридическим услугам. Вместе с этим спрос на франшизы доставки и грузоперевозок снизился на 21,5%, а на пункты выдачи заказов — на 23,1%.

Франшизы в категории торговли привлекли на 39% больше заявок, чем год назад. Особенно вырос интерес к франшизам в сфере электронной коммерции — рост составил 124%. Это объясняется тем, что самостоятельный выход на маркетплейсы стал сложнее. Лидером по темпам роста стала категория автомобильных товаров — количество заявок увеличилось на 189%. При этом снизился интерес к франшизам магазинов гаджетов (−31,3%) и одежды (−35,3%).

Эксперты Businessmens.ru прогнозируют, что в ближайшие годы еще большим спросом будут пользоваться крупные бренды и дорогие франшизы, поскольку они более стабильны в условиях экономической и геополитической неопределенности. Также более активно будет развиваться франчайзинговые проекты в сферах, где ранее доминировали иностранные бренды.

Рейтинг Businessmens.ru выпускается ежегодно и формируется на основе официальной статистики компаний. В нем учитывается количество новых точек, открытых по франшизе, объем инвестиций, сроки окупаемости, динамика роста компаний за прошедший год и другие показатели.

Ранее РБК Франшизы писали о рейтинге пятидесяти самых популярных франшиз в России по версии РБК. Ознакомиться с ним можно по ссылке.

Подписывайтесь на наши социальные сети

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться