На семинаре по франчайзингу рассказали, как правильно оформить ноу-хау

Обновлено 31 января, 07:56
Фото: РБК Франшизы
Фото: РБК Франшизы

В Москве состоялся семинар о масштабировании бизнеса через франчайзинг. Предпринимателям рассказали о юридических особенностях франшиз, в частности о том, что такое ноу-хау и как за счет него экономить на налогах

В Москве прошел семинар «Масштабирование бизнеса через франчайзинг: экспорт, управление, маркетинг, финансы и право». Его организаторами выступили МБМ Правительство Москвы и Российская ассоциация франчайзинга. В рамках мероприятия предприниматели и эксперты обсудили, как использовать франчайзинг для эффективного развития бизнеса, создать и запустить франшизу, сделать наиболее релевантное предложение на рынке и продвигать его. Также спикеры разобрали актуальные тренды рынка, перспективные ниши, международное взаимодействие и экспорт через франшизы, налоговые, финансовые и маркетинговые аспекты франчайзинга и кейсы российских компаний.

Важной частью семинара стало обсуждение юридических особенностей франшиз. В рамках этой темы экспертом выступил Рамиль Бейдуллаев, руководитель практики сопровождения франчайзинга юридической группы «Совет». Он рассказал о ноу-хау франшизы: как правильно оформить права и экономить на налогах. Эксперт отметил, что ноу-хау — это коммерчески значимая, закрытая информация о бизнес-процессах франчайзера. Она может затрагивать маркетинговые механики, технологические карты приготовления блюд, стандарты оказания услуг и многое другое. Это своего рода база знаний, которая имеет коммерческую ценность.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Рамиль Бейдуллаев

«Нельзя просто взять и скопировать ноу-хау из интернета или у конкурентов, — подчеркнул эксперт. — База знаний должна быть оригинальной и актуальной. Материалы в ней должны описывать все бизнес-процессы и быть полезными для франчайзи. В практике бывают случаи, когда партнеры пытаются доказать, что применение ноу-хау не помогает развивать бизнес, и за счет этого вернуть паушальный взнос и роялти. Один из примеров — кейс Candellabra Home. Суд постановил, что компания должна вернуть паушальный взнос, поскольку ноу-хау компании не уникально и скопировано из интернета».

Еще один важный момент, связанный с ноу-хау, — конфиденциальность информации. Сведения, составляющие ноу-хау, должны быть зафиксированы локальным актом компании, их нельзя передавать ссылкой на общедоступный диск без пароля и без акта передачи. Иначе говоря, доступ третьих лиц к ноу-хау должен быть ограничен, а для самого франчайзи доступ прекращается после завершения сотрудничества. Также в договоре коммерческой концессии необходимо прописать, что стороны соглашения соблюдают режим секретности. Если не учитывать эти нюансы и нарушать правила оформления и передачи ноу-хау, суд может признать договор франшизы недействительным.

«Рубрикатор базы знаний нужно прописывать в договоре, а ее структура должна соответствовать фактическому наполнению. Кроме этого, необходимо указать порядок обновления базы знаний. Ноу-хау можно передавать только в пользу лица, упомянутого в соглашении, и только по процедуре и каналам коммуникации, которые также прописаны в договоре с подписанием акта приема-передачи или предоставления доступа», — объяснил Рамиль Бейдуллаев.

Эксперт отметил, что среди нематериальных активов (НМА), которые передаются франчайзи, есть те, что не облагаются НДС. Например, ноу-хау, патенты или отечественные программные продукты. Поэтому с помощью выделения в цене договора отдельного вознаграждения за передачу ноу-хау можно снизить налоговую нагрузку за счет освобождения от уплаты НДС. Это актуально для компаний, выручка которых в 2024 году превышала 60 млн руб., или для тех, кто планирует столько заработать в 2025-м. К примеру, если компания заработала 100 млн, до выделения стоимости ноу-хау ей придется заплатить 5 млн НДС, а после выделения — от 2,5 до 3,5 млн.

«Налоговая может попытаться доказать, что ноу-хау таковым не является, поэтому нужно иметь контраргументы, — отметил эксперт. — Важно учитывать, что льготу использовать не получится, если не разделять стоимость нематериальных активов в одном договоре. То есть в нем раздельно фиксируется стоимость объектов интеллектуальной собственности, которые от НДС освобождаются, и тех, что им облагаются».

В качестве примера Рамиль Бейдуллаев привел кейс одной крупной российской франшизы, которая снизила налоги благодаря оценке НМА, выделению стоимости ноу-хау в договоре коммерческой концессии и их обоснованию для налоговой. В результате компания до оценки должна была заплатить НДС с паушального взноса в размере 1,5 млн, а после оценки — только с суммы 750 тыс. руб. за товарный знак, поскольку остальные 750 тыс. были распределены на ноу-хау.

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Теги