Экспорт в Узбекистан: что нужно знать российскому франчайзеру

Узбекистан — одна из самых быстроразвивающихся экономик СНГ с растущей франчайзинговой компонентой. Рассказываем, как устроен местный франчайзинг и что надо учесть российским компаниям при масштабировании в Узбекистане
По темпам развития экономики и объему ВВП Узбекистан занимает третье место в СНГ после России и Казахстана. Такие данные приводит Всемирный банк. Как подсчитало Агентство статистики при президенте Узбекистана, в 2024 году ВВП увеличился на 6,5% и достиг почти $115 млрд. Глава государства на выступлении в парламенте в конце прошлого года заявил, что к 2030 году внутренний валовый продукт составит 200 млрд в долларовом выражении.
Узбекистан укрепляет свои позиции и на глобальном рынке. В конце 2024 года Агентство статистики зафиксировало рост внешнеторгового оборота на 3,8% — до $65,9 млрд. Среди 198 торговых партнеров Узбекистана крупнейшими были названы Россия, Китай и Казахстан. В целях расширения международного экономического сотрудничества в 2026 году государство планирует вступить в ВТО.
В структуре ВВП страны растет доля малого бизнеса: по данным Агентства статистики она увеличилась с 51,2% до 54,3%, а по подсчетам консалтинговой компании INVEXI — до 56% от общей добавленной стоимости. Отрасли, в которых активно действуют малые предприятия, по итогам 2024 года показали позитивную динамику. Так, сектор информационных услуг вырос на 24,7%, розничная торговля — на 11,5%, строительство и логистика — на 8,8 и 8,5% соответственно.
Все это свидетельствует о благоприятном климате как для местных, так и для зарубежных компаний, в том числе для бизнесов, которые масштабируются по франшизе. Ассоциация франчайзинга Узбекистана уже несколько лет проводит крупнейшую в центральноазиатском регионе отраслевую выставку — Central Asian Franchising & Business Expo. В мероприятиях участвуют локальные и международные бренды из ключевых сегментов рынка — общепита, ретейла, сферы услуг, медицины. Так, на выставке, которая состоится 28–29 мая в Ташкенте, ожидается более десяти стран-экспонентов и свыше двухсот франшиз.
В контексте предстоящей выставки РБК Франшизы попросили экспертов Ассоциации франчайзинга Узбекистана, юридической группы «Совет», а также бренда фитнес-клубов XFIT рассказать о специфике местного рынка и дать советы по экспорту франшиз в Узбекистан.
Рынок с большим потенциалом
Первые франшизы стали появляться в стране еще 15 лет назад, однако устойчивый спрос на франчайзинг, по словам председателя Ассоциации франчайзинга Узбекистана Мурата Азамова, сформировался в последние шесть лет. Этому способствовало смягчение экономической политики и поддержка международной торговли на государственном уровне.
Свою роль сыграли и предпринимательские инициативы — в частности, отраслевые мероприятия, популяризирующие франчайзинг. Если первые выставки Central Asian Franchising & Business Expo, организованные Ассоциацией франчайзинга в 2022 году, собирали около 2 тыс. посетителей, то к 2024 году эта цифра увеличилась до 6 тыс. По данным организаторов, за три года благодаря выставкам на рынок Узбекистана вышли более 280 франшизных брендов.

Central Asian Franchising & Business Expo\
Согласно статистике Ассоциации франчайзинга, в 2024 году в стране действовали 426 франшиз. Доля франчайзинга в ВВП Узбекистана составляет 0,01% (для сравнения в России — 2%, в США — около 5%), что дает основания считать местный рынок «голубым океаном» для франчайзеров из разных стран. Как подчеркивает Мурат Азамов, потенциал роста франчайзинговых сетей в стране оценивается в 2000%.
Мурат Азамов, председатель Ассоциации франчайзинга Узбекистана:
«С момента основания ассоциации мы наблюдаем значительный прогресс франчайзинга в Узбекистане. За три года мы провели мероприятия и форумы, более тысячи консультаций и пять международных выставок, повысивших осведомленность о преимуществах франчайзинга среди предпринимателей. Мы также способствовали привлечению международных брендов, расширив выбор для потребителей и создав новые рабочие места».
По мнению международного эксперта по франчайзингу Виктора Ляшевского, развитие отрасли обусловлено тремя ключевыми факторами: демографической ситуацией, экономической открытостью и дефицитом предложения во многих рыночных нишах. «В Узбекистане проживает почти 40 млн человек, населению не хватает образовательных учреждений, предприятий сферы услуг, розничной торговли и общепита. У молодых людей есть запрос на самореализацию в бизнесе, и франчайзинг дает им удобный старт. А упрощение правил для иностранных инвесторов делает рынок более разнообразным и конкурентным», — комментирует Виктор Ляшевский.
В перспективе эксперты ожидают, что франшизы, созданные в Узбекистане, будут экспортироваться за рубеж. Такие кейсы есть уже сейчас, например франшиза кофеен Breadly, представленная в России, но основным вектором развития отрасли пока остается импорт франшиз. И ключевые позиции здесь занимают российские бренды.
Экспансия российских франшиз
Узбекистан, наряду с Казахстаном и Беларусью, — один из приоритетных регионов для масштабирования российского бизнеса. По последним данным franshiza.ru, более половины франчайзеров, планирующих в 2025 году выйти на внешние рынки, рассматривают в первую очередь эти страны. Как сообщают аналитики портала, за последние два года число заявок на российские франшизы от предпринимателей из Узбекистана выросло вдвое.

Мурат Азамов
На сегодняшний день, согласно данным Ассоциации франчайзинга Узбекистана, на рынке безусловно преобладают бренды из России. Они составляют 80% отрасли, и по прогнозам экспертов, в ближайшие годы такое соотношение сохранится, несмотря на активность франчайзеров из других стран СНГ, а также из Турции и ОАЭ. Популярности российских концепций способствую два фактора. Во-первых, близость менталитетов и тесное сотрудничество между государствами. Во-вторых, высокое качество российских франшиз, которые, как правило, опережают местные бренды по уровню сервиса и масштабам поддержки франчайзи.
На фоне демографического взрыва в Узбекистане особенно востребованы образовательные франшизы. Как подчеркивает заместитель председателя Ассоциации франчайзинга Узбекистана Диана Курбанова, ежегодный прирост населения в стране — около 1 млн человек, государственная система детских садов и школ не справляется с такой нагрузкой. Чтобы стимулировать развитие частного детского образования, правительство выдает субсидии на запуск бизнеса в этом сегменте и содействует в получении льготных кредитов. Кроме того, до 2030 года все частные детские сады и школы освобождены от уплаты налогов и сборов.

Диана Курбанова
Как и в России, в Узбекистане большим спросом пользуются франшизы сегмента HoReCa и сферы услуг. На волне цифровизации вырос интерес и к франшизам e-com, в частности к маркетплейсам. По прогнозам Ассоциации франчайзинга, в ближайшие два-три года объем рынка электронной коммерции в Узбекистане увеличится в шесть раз. Еще одно популярное направление бизнеса связано с трендом на заботу о здоровье. По словам врио директора по франчайзингу XFIT Сергея Малкова, сегодня Узбекистан занимает второе место на рынке фитнес-услуг в Центральной Азии. Это обусловлено увеличением интереса к здоровому образу жизни, повышением уровня доходов населения и изменением потребительских предпочтений.
Сергей Малков, врио директора по франчайзингу международного бренда фитнес-клубов XFIT:
«Сейчас в Узбекистане, в Ташкенте, по франшизе работает один наш клуб — XFIT White House, но в течение года мы планируем запустить в работу минимум еще одно полноформатное заведение, а также адаптировать и внедрить автоматизированные фитнес-студии XFIT Point. В стране есть запрос на современный фитнес, и мы намерены предложить клиентам больше возможностей для занятий».
Российские франчайзеры, заходя на местный рынок, могут рассчитывать на государственную поддержку как от России, так и от Узбекистана. С российской стороны помощь при экспорте франшиз поступает преимущественно по линии Российского экспортного центра. Организация субсидирует участие в отраслевых выставках, а также может компенсировать часть расходов на сертификацию и транспортировку продукции. Узбекистан, в свою очередь, предоставляет российским компаниям налоговые и иные льготы в особых экономических зонах, обеспечивает кредитование по сниженным ставкам, дает гарантии от неблагоприятных изменений в законодательстве, субсидирует открытие предприятий в сфере гостеприимства.
Правовой климат Узбекистана
С юридической точки зрения франшизам из России доступны три формата масштабирования в Узбекистане: лицензионный договор по российскому законодательству, регистрация местной управляющей компании и создание мастер-франшизы. По словам младшего партнера.ридической группы «Совет» Рамиля Бейдуллаева, первый вариант — самый быстрый и наименее затратный. Как подчеркивает эксперт, по соглашению между Рjccbtq и Узбекистаном, лицензионная выручка франчайзера не подлежит двойному налогообложению.
Рамиль Бейдуллаев, младший партнер, руководитель практики сопровождения франчайзинга юридической группы «Совет»:
«Регистрация местной управляющей компании требует глубокого погружения в правовую специфику региона. Например, в Узбекистане минимальный размер уставного капитала определяется в лицензионных требованиях к каждому конкретному виду деятельности. При этом можно получить налоговые льготы, но не для всех отраслей экономики.
В случае создания мастер-франшизы правообладатель наделяет партнера полным набором полномочий по отношению к конечным франчайзи. Такая модель несет риски с точки зрения контроля над сетью, однако дает неоспоримые преимущества в плане адаптации бизнеса. Мастер-франчайзи знает региональный менталитет и имеет оперативный доступ к локальным ресурсам, которые нужны для полноценного сопровождения франшизных точек».
Вне зависимости от выбранной организационно-правовой формы российскому франчайзеру необходимо зарегистрировать на территории Узбекистана право на товарный знак. Поскольку Узбекистан, как и Россия, является участником Мадридской системы, франчайзеры могут подавать заявки на оформление товарных знаков через Роспатент. «Для работы с зарубежными франчайзи недостаточно российского товарного знака — даже при оформлении отношений через лицензионный договор на использование логотипа. Регистрация иностранного товарного знака закрепит монопольные права франчайзера на бренд и обеспечит юридическую безопасность самих франчайзи в конкретной стране», — подчеркивает юрист.

Рамиль Бейдуллаев
Подводные камни масштабирования
Несмотря на лояльное отношение к российским брендам и сходство предпринимательских менталитетов, экспорт франшиз в Узбекистан требует тщательной подготовки. Франчайзеру следует не только адаптировать продукт к региональному спросу, но и перестроить маркетинговую стратегию, продумать механизмы удаленной поддержки и контроля франчайзи.
Некоторые российские франшизы ищут партнеров исключительно среди опытных бизнесменов: к примеру, так действует XFIT. Но даже франчайзи с большим опытом, разделяющие ценности бренда и готовые вложить все ресурсы в развитие бизнеса, нуждаются в сопровождении управляющей компании. «Наше взаимодействие основано на системе «Франшиза 2.0», в рамках которой мы проводим еженедельные встречи с разбором текущих проблем и показателей, совместно разрабатываем стратегии усиления продаж и делимся лучшими кейсами», — рассказывает Сергей Малков.

Клуб XFIT в Ташкенте
В рамках адаптации франшизы к региону важно учесть и правовые нюансы. По словам Рамиля Бейдуллаева, в законодательстве Узбекистана есть ряд положений, которые ранее содержались в законодательстве России, но впоследствии были исключены или изменены ввиду своей неэффективности. В частности, обязательным элементом франшизы в Узбекистане является фирменное наименование, что затрудняет продажу франшиз индивидуальными предпринимателями, которые прав на фирменные наименования не имеют.
«Есть и другие сложности. Местный договор франчайзинга предполагает обязательную государственную регистрацию и может быть признан ничтожным, если его не зарегистрировать. Франчайзи может оспорить его по формальной причине и добиться возврата средств, несмотря на фактическое исполнение обязательств обеими сторонами», — предупреждает эксперт.
По мнению Дианы Курбановой, для построения устойчивой франшизной сети в Узбекистане требуется системный подход, который не ограничивается юридическими, финансовыми и управленческими компетенциями.
Диана Курбанова, заместитель председателя Ассоциации франчайзинга Узбекистана:
«Франчайзинг — это перспективный, но сложный путь, требующий внимания к деталям. Зарубежному франчайзеру нужно погрузиться в культурную специфику страны, чтобы добиться успеха. Скажем, в нашей бизнес-культуре огромную роль играет живое общение, много внимания уделяется личности основателя бренда. Кроме того, важно помнить, что Узбекистан — страна с сильными исламскими традициями. Это важно иметь в виду и при позиционировании продукта, и при заключении договора. Нередко франчайзинговые отношения здесь оформляются параллельно по государственному законодательству и по нормам шариата».
Акклиматизироваться на рынке Узбекистана зарубежным франчайзерам помогают местные объединения предпринимателей, в первую очередь — Ассоциация франчайзинга Узбекистана. С помощью отраслевых мероприятий и других инструментов ассоциация создает пространство для международного обмена опытом и поиска деловых партнеров, повышает видимость иностранных и местных франшиз и формирует в Узбекистане разветвленное франчайзинговое комьюнити.
Подписывайтесь на наши социальные сети
В нашем Telegram-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.
А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.