Как открыть киберспортивный клуб: истории франчайзи Colizeum

Обновлено 28 декабря 2024, 12:20
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

В последние годы в России активно развивается киберспорт, а число киберспортивных клубов уже приблизилось к 3 тыс. Франчайзи Coluzeum рассказали, почему выбирают именно эту франшизу и чем им помогает франчайзер

В 2024 году в России насчитывается порядка 2,7 тыс. киберспортивных клубов. За первую половину этого года их обороты увеличились на 22% и достигли приблизительно 14 млрд руб. Индустрия киберклубов в стране начала активно развиваться всего несколько лет назад: аналитики связывают такую тенденцию с подорожанием ПК и комплектующих, а также желанием геймеров социализироваться и проводить время в комфортной обстановке.

Практически все киберспортивные клубы в России работают по франшизе. Этот формат удобен для предпринимателей, поскольку позволяет быстро войти в бизнес с поддержкой управляющей компании. Сейчас одной из самых крупных сетей киберклубов считается Colizeum, под вывеской которого работают 563 франшизные точки. РБК Франшизы поговорили с партнерами Coluzeum о том, почему они выбрали именно этот бренд, об особенностях бизнеса в разных уголках страны, инвестициях в проекты и принципах работы.

Как устроена франшиза Colizeum

Colizeum на рынке киберспортивных клубов с 2017 года, и в том же году бренд запустил франшизу на волне растущего спроса на киберспорт. Одним из основателей стал Алексей Локонцев, создатель сети Topgun, а первыми партнерами — франчайзи его барбершопов. С тех пор Colizeum активно масштабируется в России и за рубежом, привлекая новых партнеров за счет эффективной бизнес-модели, которую можно адаптировать практически под любую локацию.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Инвестиции в запуск франшизы Colizeum начинаются от 7 млн руб., но конечная цифра зависит от региона, формата клуба и количества игровых мест в нем. На начальном этапе франчайзер помогает подобрать локацию с высоким трафиком на основе данных геоаналитики, а также дает контакты подрядчиков и поставщиков оборудования. Партнеры сети отмечают, что это значительно упрощает вход в бизнес, особенно для новичков, поскольку процессы запуска отработаны, понятны и просты. Помогает и то, что у Colizeum есть обязательное обучение не только для франчайзи, но и для линейного персонала.

Паушальный взнос при покупке франшизы составляет от 1 млн руб., а роялти, то есть ежемесячный платеж франчайзеру, — 5% от выручки. Николай Антонов, управляющий партнер сети Colizeum, говорит, что роялти идут на развитие бренда: управляющая компания вкладывается в программное обеспечение, совершенствует приложение и создает дополнительные технические решения, которые упрощают работу франчайзи и контроль за киберклубами. Часть этих денег также инвестируется в маркетинг — в федеральные рекламные кампании и организацию турниров, которые обеспечивают сети стабильный приток клиентов.

Партнеры Colizeum подчеркивают, что, покупая франшизу, они получают не только возможность работать под именем известного бренда, но и поддержку на всех этапах развития бизнеса. По словам Дмитрия Нужного, партнера Colizeum из Сочи, работа сети максимально оптимизирована и к каждому франчайзи приставлен персональный менеджер, который помогает с решением текущих задач. Управляющая компания также содействует эффективной работе клуба с точки зрения локальных маркетинговых кампаний и обеспечивает круглосуточную техническую поддержку. «Это значительно упрощает работу и экономит деньги, потому что нет необходимости держать в штате технического специалиста», — говорит партнер сети Ярослав Никифоров.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Сейчас бренд нацелен на развитие предпринимательства в небольших населенных пунктах, поэтому создал демократичный проект «Компы» для городов, где проживает менее 50 тыс. человек. Инвестиции в запуск почти в два раза ниже, чем в целом по рынку, и начинаются от 3 млн руб., а управляющая компания дополнительно компенсирует 50% паушального взноса. Такой формат не требует закупки слишком мощного оборудования и удобен для партнеров, которые не готовы вкладывать в киберклуб столько же, сколько и предприниматели из крупных городов. При этом «Компы» помогают сети быстро масштабироваться по России и тем самым популяризовать киберспорт даже в удаленных регионах страны.

Первопроходцы киберспорта

Партнер Colizeum Виталий Никитенко более 15 лет занимается бизнесом и сначала запустил франшизу Topgun, а после открыл компьютерный клуб в Омске на 44 игровых места. Это был один из первых клубов сети, открытых по франшизе.

«Дела в Topgun шли хорошо, — рассказывает Виталий, — и я стал задумываться о новом бизнесе. Как раз в то время открылся первый Colizeum в Туле. Понравилась идея и реализация. Где-то полгода я в это дело погружался, потом увидел, что Colizeum начинает масштабироваться и понял, что идея рабочая. Решил, что в нее стоит инвестировать».

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

По словам Виталия Никитенко, в самом начале развития сети не было такой глубокой аналитики, как сейчас, поэтому игровые площадки запускали больше интуитивно, ориентируясь на успех первого клуба Colizeum. Сложнее всего было находить локации с хорошей проходимостью, поскольку от выбора правильного места напрямую зависит выручка клуба. Сейчас в Омске работает уже 5 киберспортивных клубов Colizeum — один из них находится в центре города, а остальные — в спальных районах. «Здесь покупательская способность ниже, поэтому нет смысла открывать большой клуб в спальном районе: будут слишком большие операционные расходы и сложно добиться стопроцентной заполняемости. Поэтому достаточно поставить 25 компьютеров, вместо 45», — объясняет Виталий Никитенко.

Трафик киберклубов зависит и от времени года: в летний период многие уезжают, и есть просадка по выручке, но она компенсируется осенью и зимой. Кроме Омска, у Виталия Никитенко есть также игровые площадки в Москве — ими он управляет дистанционно и говорит, что для эффективной работы важно найти квалифицированного управляющего, который будет следить за качеством сервиса и решать текущие задачи на месте. Франшиза при этом хороша тем, что процессы оптимизированы, за счет чего франчайзи может сосредоточиться непосредственно на развитии клуба.

Colizeum в маленьком городе

Сейчас наибольшее число киберклубов открыто в Москве и городах-миллионниках, а в малых городах их, наоборот, не хватает. Поэтому предприниматели все чаще выбирают небольшие населенные пункты для запуска франшизы Colizeum. Один из таких партнеров, Ярослав Никифоров, в 2022 году запустил игровую площадку в Лабинске в Краснодарском крае, где живет 56 тыс. человек.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

«Локация показалась мне интересной, — рассказывает франчайзи. — В городе не было конкурентов, да и в целом здесь нет развлечений для молодежи, при этом аудитория платежеспособная. В запуск клуба мы вложили 12 млн руб., причем часть этих денег ушла на логистику, потому что мебель и технику мы везли из Москвы, а не из Краснодара».

Еще одной крупной статьей расходов оказалась система кондиционирования и вентиляции — на нее в среднем уходит в районе 15% от всей суммы инвестиций. По словам Ярослава Никифорова, наличие комфортных условий в клубе особенно важно для южных регионов, где летом температура может подниматься до 40 °C°.

Ярослав Никифоров, франчайзи Colizeum:

«До запуска в Лабинске у меня уже был клуб в Долгопрудном, и по опыту могу сказать, что потребности меняются в зависимости от региона. К примеру, в Московском регионе спросом пользуются премиум-зоны на одного человека, где геймер может поиграть в спокойной обстановке. В небольших городах, напротив, для игроков больше важны выгодные цены за час игрового времени, чем наличие в клубе vip-зон».

За два года работы Colizeum в Лабинске так и не появилось киберклубов других сетей. При этом франшиза вышла на максимальные финансовые результаты уже спустя месяц после запуска. Как поясняет Ярослав Никифоров, это хорошие показатели, но рынок малых городов все-таки ограничен. «По опыту могу посоветовать брать во внимание города, которые в перспективе будут развиваться в емкости людей, денег и покупательского спроса», — добавил эксперт.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Франшиза для курорта

Еще один интересный кейс компании — игровой клуб в Сочи на Красной Поляне, прямо на горнолыжном курорте. Этот клуб в 2019 году запустил предприниматель Дмитрий Нужный. «Сам я из Сергиева Посада, но хотел развивать бизнес именно в Сочи, потому что мне нравится это место, — говорит Дмитрий. — Связался с управляющей компанией, специалист быстро приехал оценить локацию. Он тогда спросил, сколько человек живет на Красной поляне. А тут население всего пять тысяч. Открывать киберспортивный клуб в таком месте было рискованно, но мы сделали это и ни разу не пожалели: некоторое время он был одним из самых успешных в сети и продолжает показывать высокие результаты».

Клуб располагается в торговом центре на площади 130 кв. м, где геймерам доступно 30 игровых мест. Поскольку Colizeum «Красная Поляна» находится в курортной зоне, здесь всегда действует тариф выходного дня — один игровой час стоит 220 руб., независимо от дня недели. Изначально предполагалось, что основными гостями киберклуба будут дети и молодежь, но аудитория оказалось нетипичной — в основном это взрослые люди, горнолыжники. Среди них местные жители и персонал составляют 30% посетителей, все остальные — туристы.

Дмитрий Нужный, франчайзи Colizeum:

«Гости, особенно те, кто приезжает отдыхать, нередко оставляют в клубе детей, когда уходят кататься, и за ними присматривает персонал заведения — это часть нашего сервиса. Некоторые подростки, наоборот, не хотят кататься, поэтому приходят к нам. Есть и постоянные клиенты. Один из них запросил статистику своих посещений, и оказалось, что за год он был у нас 350 раз. Сейчас очень дорогая техника, поэтому проще заплатить за несколько часов в клубе, чем покупать ПК за 200 тыс.»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Сам Дмитрий Нужный живет в Подмосковье и совмещает франшизу с работой в найме в фармацевтической отрасли. Раньше он летал в Сочи каждые выходные, чтобы лично контролировать работу клуба, но сейчас приезжает реже. «Просто нет такой необходимости, — поясняет партнер. — Все процессы автоматизированы, работу упрощает наличие персонального менеджера. Мне даже камеры смотреть не нужно, потому что есть специальный сотрудник, который все это отслеживает и в конце дня присылает отчет».

Возраст не помеха

Франшиза Colizeum проста в управлении, поэтому подходит для самых разных категорий предпринимателей. Так, Никита Палкин, один из партнеров бренда, начал задумываться о своем бизнесе в 16 лет и в том же возрасте по франшизе запустил киберспортивный клуб. В этом ему помогли родители, которые сами занимались бизнесом, и старший брат.

«Я учился в обычной школе и занимался спортом, но хотелось независимости и собственного заработка. Когда мы выбирали проект, киберспортивная индустрия активно развивалась, и у нас возле дома работал Colizeum. Мне понравилась атмосфера внутри клуба в сравнении с другими игровыми площадками, поэтому мы выбрали именно эту франшизу», — рассказывает он.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Инвестиции в киберклуб составили порядка 17,5 млн руб. — он располагается на севере Москвы в торговом центре «Флотилия» на площади 240 кв. м, где гостям доступны 30 компьютеров и 7 приставок Playstation, а также дополнительные продукты — напитки и снеки.

Никита Палкин, франчайзи Colizeum:

«Для меня важен сервис внутри клуба, поэтому я часто выхожу в смены в качестве администратора, поэтому я часто выхожу в смены в качестве администратора, чтобы пообщаться с гостями лично и узнать их предпочтения. К примеру, если гостю нравится какой-то определенный напиток, мы покупаем его в клуб, чтобы клиент чувствовал себя как дома. В помещениях должно быть чисто, а администраторы должны быть вежливыми и уметь общаться, чтобы в клуб захотелось вернуться».

Сейчас Никите 17 лет — он учится в десятом классе и занимается управлением клуба вместе с братом, а родители помогают решать бухгалтерские и юридические вопросы. Пока партнер развивает текущий проект, но планирует в дальнейшим запустить еще одну точку Colizeum. «У нас уже есть опыт, и мы знаем, что управляющая компания нас поддержит на всех этапах развития клуба. К тому же нам самим интересен именно киберспортивный бизнес, возможность общаться с единомышленниками и развивать киберспорт», — добавляет он.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Стоит ли покупать франшизу Colizeum

Рынок киберспорта в России пока далек от насыщения, при этом его аудитория ежегодно увеличивается. Николай Антонов отмечает, что тренд на рост рынка сохранится — драйвером развития станут регионы страны, где есть потребность в качественных концепциях для досуга и развлечений. Франчайзи Colizeum сходятся во мнении, что предпринимателю стоит рассматривать запуск киберклуба по модели франчайзинга, если он готов погружаться в бизнес-процессы, подходить к делу последовательно и ответственно, с пониманием того, как работает франшиза.

«В этом бизнесе много подводных камней, — отмечает Николай Антонов. — Новичок может о них не знать, но мы их уже прошли и на основе собственного опыта разработали эффективную бизнес-модель. Преимущество франшизы заключается в том, что она дает партнеру всю необходимую инфраструктуру. В то же время это не пассивный доход, а партнерство двух людей, которые развивают проект совместными усилиями. Если франчайзи не готов принимать активное участие в развитии клуба, то у Colizeum есть формат, при котором бизнес ведет управляющая компания».

Подписывайтесь на наши социальные сети.

В нашем Телеграм-канале вы найдете анонсы статей, новости и уникальные материалы, которые не будут публиковаться на сайте.

А в группе VK — еще больше новостей, а также практическая и полезная информация для тех, кто хочет начать или масштабировать свой бизнес при помощи франчайзинга.

Поделиться
Авторы
Теги